logo search
83_Krivaya_Lorentsa

35 Экономическая природа и причины возникновения монополий. Организационные формы монополий

В нашей литературе термин «монополия» охватывает, как правило, широкий круг экономических структур, для обозначения которых в работах зарубежных экономистов применяются наряду со словом «монополия» термины «олигополия», «двусторонняя монополия». Двусторонняя монополия - это взаимодействие единого поставщика или объединенного покупателя. Олигополия - это наличие на рынках немногих поставщиков, число которых может колебаться от 2 до 7-8.

Олигополии, тем более монополии, могут иметь разные количественные параметры. Но, как правило, они формируются на базе концентрации капитала и ресурсов, поэтому такую роль обычно исполняют крупные корпорации.

В современных условиях монополии часто существуют в форме монополистических союзов. При этом все фирмы, составляющие отрасль, объединяются в союз и выступают либо как одна фирма, либо как не конкурирующие компании. Существует несколько организационных форм таких монополистических союзов:

- Картели - монополистические соглашения о квотах выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.

- Синдикаты - монополистические объединения с целью организации совместного сбыта продукции.

- Тресты - монополистические объединения на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом товаров.

- Концерны - многоотраслевая система предприятий с единым финансовым центром, где общность разветвленной технологии обуславливает многофункциональность выпускаемой продукции.

- Конгломераты - объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи с традиционными сферами деятельности головной фирмы.