logo
83_Krivaya_Lorentsa

48 Особенности макроэкономического анализа

Макроэкономический подход к исследованию экономических процессов имеет ряд особенностей:

- он направлен на изучение принципов формирования агрегативных показателей, характеризующих уровень или тенденции развития экономики в целом

- в отличие от микроэкономического анализа, при котором решения фирм и потребителей и их действия на отдельных рынках рассматривались как независимые, макроэкономика рассматривает взаимодействия между субъектами через систему взаимосвязанных рынков;

- расширяется число экономических субъектов, определяющих состояние и развитие экономики

В макроэкономике используются агрегированные параметры. При анализе выделяют 4 экономических субъекта:

1. Сектор домашних хозяйств. Включает все частные хозяйственные ячейки внутри страны, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей.

2. Предпринимательский сектор представляет собой совокупность всех фирм, функционирующих внутри страны.

3. Государственный сектор – все государственные институты и учреждения. Государство занимается производством общественных благ – национальная безопасность, достижения фундаментальной науки, услуги государственной социальной и производственной инфраструктуры.

Для производства общественных благ государство закупает средства производства у фирм. Эти затраты вместе с затратами на оплату труда государственных служащих называют государственными расходами. Источником их покрытия служат налоги, взимаемые с домохозяйств и предпринимателей. Для упрощения будем считать, что инвестиции обеспечивает частный сектор.

Одной из важнейших функций государства является создание (предложение) денег.

Таким образом, экономическая активность государства проявляется в расходовании госбюджета, взимании налогов и предложении денег.

4. Остальной мир включает все экономические субъекты, имеющие постоянное местонахождение за пределами данной страны, а также иностранные государственные институты.

Каждый из этих макроэкономических субъектов взаимодействует с другими через кредитование и заимствование.

Макроэкономическое агрегирование распространяется и на рынки. Из множества рынков Кейнс выделил 4 основных:

1. Рынок благ. Продавцом выступают фирмы, покупателем – домохозяйства, фирмы и государство. Исчезает микроэкономическое понятие цены, предметом изучения становится абсолютный уровень цен и его изменение.

2. Рынок денег. Продавец – государство, покупатель – фирмы, домохозяйства и государство.

3. Рынок труда. Продавец – домохозяйства, покупатели – все субъекты.

4. Рынок капитала (ценных бумаг). Продавец – фирмы и государство, покупатели – все субъекты.

Рынок благ и рынок труда образуют реальный сектор экономики, а рынок денег и ценных бумаг – ее монетарный сектор.