logo
83_Krivaya_Lorentsa

33 Сущность конкуренции

Конкуренция — борьба (в том числе соревнования, столкновенье, взаимодействие) между производителями (продавцами) за наивыгоднейшие условия производства и сбыта товаров и услуг, за присвоение максимальных прибылей.

В случае столкновенья интересов отдельных производителей или продавцов товаров и услуг каждый из них старается довести свои преимущества, обеспечить выгоднее и стабильнее положение, в том числе за счет послабления или даже банкротства конкурирующих предприятий.

Сущность конкуренции полнее раскрывается в ее функциях. Она оказывает содействие:

1) расширению предприятия, масштабов производства, повышению производительности работы и за счет этого снижению расходов производства на единицу продукции, а итак и цены;

2) экономии ресурсов (естественных, материальных, трудовых, финансовых и др.);

3) внедрению достижений науки и техники в производство, которое предопределяет рост производительности работы;

4) улучшению качества продукции и обслуживание (в том числе послепродажного) потребителей;

5) перераспределения капитала между областями и выравниванию нормы прибыльности в разных сферах и областях экономики;

6) созданию условий для банкротства предприятий, росту на этой основе безработицы;

7) возникновению экономических кризисов;

8) усилению процесса дифференциации товаропроизводителей, т.е. обогащению одних и обедненности других;

9) монополизации экономики.