Реформа системы социальных льгот. Содержание реформы льгот
Реформа системы льгот проводится в соответствии с концептуальными подходами к разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, а также с Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года.
Правительство Российской Федерации объясняет необходимость изменения формы и порядка предоставления льгот рядом причин:
-
наличием многочисленных натуральных льгот, которые в большей своей части не обеспечены источниками финансирования, что приводит к неупорядоченности экономических отношений между государственными органами и хозяйствующими субъектами, вызывая практически не регулируемый рост тарифов на перевозки, услуги и стоимость лекарств. Это в конечном счете отрицательно сказывается на социальной защите граждан, в том числе и получателей льгот;
-
перегруженностью существующей правовой базы декларативными, устаревшими, нереализуемыми нормами, ее неупорядоченостью с позиции разграничения ответственности между федеральным центром, субъектами Федерации и органами местного самоуправления.
В настоящее время насчитывается 156 видов льгот (социальной поддержки) за счет бюджетных средств для 236 категорий населения. При этом из 12 основных групп видов социальной поддержки лишь два предоставляются адресно, с учетом материального положения семей - это пособия по бедности и жилищные субсидии. Однако в общем объеме средств, выделяемых на социальную поддержку, доля этих двух видов крайне мала: они введены в меньшей части регионов страны, и размеры выплат по ним, как правило, очень невелики.
Для устранения системных недостатков существующей системы льгот было признано необходимым внести изменения в 155 законодательных актов РФ и признать утратившими силу 41.
Концепция реформы социальных обязательств государства основывается на фиксации полномочий и обязанностей всех уровней власти. В этой связи в законодательной базе предусматриваются крупные правовые новации:
-
изменение порядка финансирования и условий реализации мер социальной защиты, установленных для ветеранов, участников Великой Отечественной войны, инвалидов, Героев СССР, Российской Федерации, Социалистического Труда, кавалеров ордена Славы, репрессированных по политическим мотивам, облученных вследствие Чернобыльской катастрофы, почетных доноров России и ряда других категорий граждан;
-
разграничение полномочий в социальной сфере между федеральными органами и органами власти субъектов РФ, передача части функций в области обеспечения льгот с федерального на региональный уровень;
-
изменение существующего порядка финансирования оплаты труда работников бюджетной сферы и правовой базы, регулирующей прожиточный минимум, а также государственных гарантий для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Концепция Федерального закона предусматривает замену существующих натуральных льгот (по бесплатному проезду на городском и пригородном железнодорожном транспорте, санаторно-курортному обслуживанию и др.) денежными компенсациями. Правовой статус нового нормативного порядка закрепляется в термине ”социальная поддержка”.
Вопросы выплат ветеранам труда, работникам трудового фронта и репрессированным по политическим мотивам (численность которых - 11,8 млн. человек, или 46,5% от 25,4 млн.граждан, затрагиваемых реформой) предполагается передать на региональный уровень (табл.1).
Регионы могут устанавливать формы социальной поддержки по своему усмотрению - либо предоставляя льготы в натуральном виде, либо выплачивая деньги (руководители Москвы и Новосибирской области, например, уже заявили о намерении сохранить натуральные льготы).
В силу неодинаковой бюджетной обеспеченности регионов положение льготников в них будет резко различаться. По данным Счетной палаты, Москва планирует установить компенсацию для ветеранов труда и тружеников тыла в размере 1040-1140 руб., а Тверская область - 260-280 руб.
По мнению представителей ряда субъектов Федерации, осуществлять финансовое обеспечение расходных обязательств по социальной поддержке такой категории льготников, как ветеран труда, большинству из них без субвенций центра будет весьма сложно.
В этой связи заслуживает внимания предложение руководителей исполнительной власти Ставропольского края о разработке и принятии федерального закона о выравнивании финансовых возможностей субъектов РФ. Целесообразно также рекомендовать Федеральному Собранию ускорить прохождение проекта федерального закона о минимальных социальных стандартах и рассмотреть возможность разработки законопроекта о минимальном бюджетном обеспечении субъектов РФ.
В соответствии с Федеральным законом граждане, которым социальная поддержка будет оказываться за счет средств федерального бюджета, будут учитываться в системе индивидуального (персонифицированного) учета, ведение которого осуществляет Пенсионный фонд РФ.
Предусматривается, что ежемесячные денежные выплаты из средств федерального бюджета подлежат ежегодной индексации в порядке и в сроки, определенные Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 171-ФЗ ”О трудовых пенсиях в Российской Федерации” для индексации размера базовой части трудовой пенсии.
В области финансирования оплаты труда работников бюджетной сферы Федеральный закон предусматривает следующие изменения:
-
существующая сегодня тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы будет распространяться только на работников федеральных государственных учреждений;
-
тарифная система оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Федерации и порядок ее применения устанавливаются органами государственной власти субъектов Федерации, работников муниципальных учреждений - органами местного самоуправления.
Согласно Федеральному закону размеры оплаты труда работников бюджетных учреждений субъектов Федерации и муниципальных учреждений не могут быть ниже установленного минимального размера оплаты труда. Многие эксперты в этой связи выражают тревогу по поводу того, что отказ от применения единого государственного подхода к оплате труда работников бюджетных организаций всех уровней вызовет неоправданную дифференциацию заработной платы и затруднит привлечение квалифицированных кадров в бюджетные отрасли.
Предполагаемые изменения в части государственных гарантий для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:
-
прежде всего, исключается само понятие ”государственные”;
-
действующий Закон Российской Федерации от 19.02.93 № 4520-1 ”О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” с внесенными в него изменениями будет распространяться только на работников организаций, финансируемых из федерального бюджета;
-
размер районного коэффициента и северных надбавок, а также порядок их применения для расчета заработной платы устанавливается не федеральным законом, а Правительством РФ.
- Необходимость государственного регулирования экономики. «Провалы рынка».
- Роль государства в различных экономических системах.
- «Магический шестиугольник» целей экономической политики. «Провалы государства».
- Государство в административно-командной системе. Концепция «бюрократического рынка».
- Экономические функции государства в современной рыночной экономике.
- Теории общественного сектора (классическая, неоклассическая, кейнсианская). Вашингтонский и поствашингтонский консенсус.
- Экономические функции государства в переходной экономике.
- Административные способы государственного регулирования экономики.
- Методы прямого и косвенного регулирования экономики.
- Налоговая система: функции и основные виды налогов. Историческая эволюция налоговой системы.
- Принципы налогообложения
- 5.Виды налогов.
- Государственный долг: причины изменения, формы воздействия на экономику.
- Основные методы управления государственным долгом
- Налоговая нагрузка на экономику: тенденции изменения. «Кривая Лаффера».
- Налоговая нагрузка и уровень жизни
- Понятие бюджетного федерализма. Основные модели и инструменты бюджетного федерализма.
- Региональная политика: основные направления и инструменты.
- Государственная научная и инновационная политика: главные задачи и методы осуществления.
- Государственное регулирование естественных монополий.
- Регулирование агропромышленного комплекса: задачи и методы.
- Антимонопольная политика государства и поощрение конкуренции.
- Государственная поддержка малого предпринимательства.
- Промышленная политика: модели и способы осуществления. Государственные закупки как метод структурной политики.
- Государственная инвестиционная политика: принципы, методы, национальные модели.
- Социальная политика государства: задачи, принципы, основные модели.
- Государственное регулирование рынка труда. Основные направления государственного регулирования рынка труда
- Регулирование рынка труда в России
- Социальное обеспечение и социальная защита. Борьба с бедностью как государственная политика.
- Виды социальной защиты
- Социальная защита в России
- Реформа системы социальных льгот. Содержание реформы льгот
- Возможные социальные последствия реформы льгот
- Государственное пенсионное обеспечение и реформирование национальных пенсионных систем.
- Социально-экономическое прогнозирование как метод государственного регулирования экономики.
- 3.3 Система прогнозов