37 Особенности олигополистического рынка
Олигополия – это рыночная структура, характеризуемая наличием на рынке нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов. Если два продавца, то это дуополия, или частный случай олигополии, ибо это уже не монополия. Верхний предел условно ограничен 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции. По концентрации продавцов на одном и том же рынке олигополии подразделяются на плотные и разряженные. К плотным олигополиям условно относят такие отраслевые структуры, которые на рынке представлены 2-8 продавцами. Структуры рынка, которые включают более 8 хозяйствующих объектов, относят к разряженным олигополиям. Подобного рода градация позволяет по-разному оценивать поведение предприятий в условиях плотной и разряженной олигополии. В первом случае в силу весьма ограниченного числа продавцов возможны различного рода сговоры в отношении согласованного их поведения на рынке, тогда как во втором случае это практически невозможно. Исходя из характера предлагаемой продукции, олигополии можно подразделить на ординарные и дифференцированные. Ординарная олигополия связана с производством и предложением стандартных продуктов. Многие стандартные продукты выпускаются в условиях олигополии – это сталь, цветные металлы, строительные материалы. Дифференцированные олигополии формируются на основе выпуска продуктов многообразного ассортимента. Они характерны для тех отраслей, в которых имеется возможность разнообразить производство предлагаемых товаров и услуг. Олигополистические структуры могут формироваться как на региональном, так и на местном уровне хозяйствования. Однако на каком бы уровне мы ни рассматривали олигополии, не следует забывать о двух важных моментах: межотраслевой конкуренции и импорте продукции. Сила олигополии уменьшается под воздействием предложения продуктов предприятиями других отраслей, которые обладают приблизительно одинаковыми с продукцией олигополистов потребительскими свойствами. Ослаблению олигополии содействует и импорт аналогичных товаров или их заменителей. Оба эти фактора могут способствовать формированию более конкурентных структур по сравнению с чисто отраслевыми рыночными структурами. Распространенность олигополии. Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности имеют именно такую структуру. Немногочисленность и крупные размеры фирм. Наиболее заметная черта олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм. Не следует, впрочем, думать, что компании можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монопольной конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.
- 82 Понятие экономического роста
- 80 Государственный долг
- 79 Дефицит государственного бюджета
- 77 Фискальная политика.
- 76 Воздействие налогов на экономику.
- 74 Финансовая система государства
- 73 Кривая Филлипса
- 72 Социально-экономических последствий инфляции
- 71 Главные причины инфляции
- 70 Определение инфляции, типы инфляции
- 69 Экономические издержки безработицы
- 68 Безработица: понятие, типы, последствия
- 67 Антициклическое регулирование
- 66 Понятие и фазы экономического цикла
- 65 Цели и инструменты кредитно-денежной политики
- 63 Денежный мультипликатор
- 62 Банковская система в рф.
- 61 Структура денежной массы
- 60 Сущность и функции денег
- 54 Модель ad-as
- 53 Понятие и факторы совокупного предложения
- 51 Ввп и общественное благосостояние
- 49 Система национальных счетов
- 48 Особенности макроэкономического анализа
- 47 Экономическая сущность земельной ренты
- 46 Рынок земли. Особенности земли как фактора производства
- 45 Рынок капитала
- 43 Экономическая природа и функции заработной платы
- 42 Специфика рынка труда
- 41 Особенности спроса и предложения на экономические ресурсы
- 38 Понятие и особенности монополистической конкуренции
- 37 Особенности олигополистического рынка
- 35 Экономическая природа и причины возникновения монополий. Организационные формы монополий
- 34 Признаки совершенной конкуренции:
- 33 Сущность конкуренции
- 32 Эффект масштаба
- 30 Понятие и виды издержек
- 29Бухгалтерский и экономический подходы к определению прибыли
- 28 Понятие и функции фирмы
- 20 Понятие эластичности, эластичность спроса
- 19 Государственное вмешательство в рыночный механизм ценообразования
- 15 Рыночное предложение: понятие, факторы, функция
- 14 Понятие спроса
- 13Понятия государственного сектора, государственной собственности, их роль в экономике.
- 12Понятие собственности
- § 2. Форма собственности
- 10 Субъект рынка
- 9 Понятие и виды экономических систем
- 8 Преимущества и недостатки рынка
- 7 Сущность и функции рынка
- 6 Кривая производственных возможностей
- 5 Понятие альтернативных издержек
- 4 Понятие факторов производства
- 3. Позитивный и нормативный подходы к анализу экономических явлений.
- 2. Понятие микро- и макроэкономики.
- 1.Предмет экономики. Сфера экономической деятельности. Экономические цели общества. Методы экономики.