28 Понятие и функции фирмы
Фирма — это вполне самостоятельный, имеющий юридическую основу, экономический субъект, целью которого является осуществление коммерческой и производственной деятельности для создания общественно необходимых товаров и услуг. Любая фирма имеет обособленное, целиком находящееся в ее собственности имущество. Фирму от других экономических субъектов, действующих на рынке, отличает наличие следующих признаков. Во-первых, она представляет собой экономически обособленную, самостоятельную хозяйственную единицу, которая способна независимо от других экономических субъектов принимать решения, связанные с ее функционированием. Во-вторых, легальная фирма всегда юридически зарегистрирована и в этом плане относительно независима, т. е. имеет собственный бюджет, устав и бизнес-план, в соответствии с которым она развивается. В-третьих, фирма — производственный посредник. Для осуществления производственного цикла по производству материальных и нематериальных благ она закупает на рынке факторов производства необходимые ресурсы, которые по достижению стадии готовности реализуются на рынок товаров и услуг. В-четвертых, финансовой целью фирмы является получение прибыли и минимизация издержек.
Любая фирма стремится к монопольной власти, разве что антимонопольное законодательство препятствует этому. Каждая организация в условиях нестабильности трудового рынка ставит своей задачей сохранение штата служащих, что можно осуществить посредством совершенствования системы оплаты труда, а также путем разработки системы мотивации, это в целом создает дополнительные стимулы для осуществления работниками наиболее производительной деятельности. Неопределенность внешней среды сегодня заставляет руководство организации задуматься над вопросом выживания в случае наступления кризиса. Для этих целей создаются отделы по стратегическому планированию, которые разрабатывают долгосрочные стратегии развития и соответствующие программы для их реализации. Для того чтобы создать своего потребителя, фирма должна освоить производство качественно новых товаров, чтобы они могли завоевать расположение и доверие покупателя. Этого можно достигнуть, внедряя на производстве достижения науки и техники, что позволяет экономить время и исключает дополнительные затраты.
Фирма в соответствии с ее предназначением в рыночной экономике выполняет ряд важнейших функций.
1. Производственная функция подразумевает изготовление товаров и услуг, которое обеспечивает рыночное предложение. Производство должно быть основано на данных о структуре спроса, в противном случае фирма рискует остаться вовсе без прибыли с непокрытыми издержками.
2. Коммерческая функция подразумевает материально-техническое снабжение (налаживание связей с поставщиками ресурсов и инвесторами), сбыт готовой продукции, а также маркетинг и рекламу для успешного продвижения товаров на рынок и роста его конкурентоспособности. Самофинансирование, самоокупаемость и самостоятельность — это основные характеристики сильной фирмы, которая способна завоевать большую долю на рынке и оказывать значительное влияние на процесс ценообразования и распределения доходов.
3. Финансовая функция заключена в привлечении долгосрочных инвестиций и получении кредитов, которые, несомненно, позволят фирме осуществить нововведения и ориентироваться на дальнейшее развитие. Сюда могут быть включены и расчеты, осуществляемые как внутри фирмы, так и с партнерами: выпуск ценных бумаг, уплата налогов, а также получение прибыли, управление рисками и создание системы страхования.
4. Счетная функция подразумевает составление бизнес-плана, балансов и смет, проведение инвентаризации, калькулирование себестоимости, оформление отчетов и сдачу их в органы государственной статистики и налогов.
5. Административная функция — это функция управления. Она включает четыре составные части: непосредственно организацию для создания гибкой к изменениям внешней среды структуры, мотивацию как процесс стимулирования работников к достижению качественно более высоких результатов, планирование, включающее постановку целей и пути их достижения, и контроль над деятельностью фирмы в целом.
6. Правовая функция осуществляется через соблюдение юридически закрепленных законов, норм и стандартов, а также через выполнение мер по охране факторов производства и окружающей среды с точки зрения этичности организации.
- 82 Понятие экономического роста
- 80 Государственный долг
- 79 Дефицит государственного бюджета
- 77 Фискальная политика.
- 76 Воздействие налогов на экономику.
- 74 Финансовая система государства
- 73 Кривая Филлипса
- 72 Социально-экономических последствий инфляции
- 71 Главные причины инфляции
- 70 Определение инфляции, типы инфляции
- 69 Экономические издержки безработицы
- 68 Безработица: понятие, типы, последствия
- 67 Антициклическое регулирование
- 66 Понятие и фазы экономического цикла
- 65 Цели и инструменты кредитно-денежной политики
- 63 Денежный мультипликатор
- 62 Банковская система в рф.
- 61 Структура денежной массы
- 60 Сущность и функции денег
- 54 Модель ad-as
- 53 Понятие и факторы совокупного предложения
- 51 Ввп и общественное благосостояние
- 49 Система национальных счетов
- 48 Особенности макроэкономического анализа
- 47 Экономическая сущность земельной ренты
- 46 Рынок земли. Особенности земли как фактора производства
- 45 Рынок капитала
- 43 Экономическая природа и функции заработной платы
- 42 Специфика рынка труда
- 41 Особенности спроса и предложения на экономические ресурсы
- 38 Понятие и особенности монополистической конкуренции
- 37 Особенности олигополистического рынка
- 35 Экономическая природа и причины возникновения монополий. Организационные формы монополий
- 34 Признаки совершенной конкуренции:
- 33 Сущность конкуренции
- 32 Эффект масштаба
- 30 Понятие и виды издержек
- 29Бухгалтерский и экономический подходы к определению прибыли
- 28 Понятие и функции фирмы
- 20 Понятие эластичности, эластичность спроса
- 19 Государственное вмешательство в рыночный механизм ценообразования
- 15 Рыночное предложение: понятие, факторы, функция
- 14 Понятие спроса
- 13Понятия государственного сектора, государственной собственности, их роль в экономике.
- 12Понятие собственности
- § 2. Форма собственности
- 10 Субъект рынка
- 9 Понятие и виды экономических систем
- 8 Преимущества и недостатки рынка
- 7 Сущность и функции рынка
- 6 Кривая производственных возможностей
- 5 Понятие альтернативных издержек
- 4 Понятие факторов производства
- 3. Позитивный и нормативный подходы к анализу экономических явлений.
- 2. Понятие микро- и макроэкономики.
- 1.Предмет экономики. Сфера экономической деятельности. Экономические цели общества. Методы экономики.