Предприятие в различных рыночных структурах
На поведение каждого предприятия влияет характер, тип рынка, на котором оно функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества предприятий (фирм), наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.п. Различают следующие основные типы рынков или рыночных структур: чистая (совершенная) конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
Чистая (совершенная) конкуренция возникает при определенных условиях:
• наличие множества мелких фирм, предлагающих на рынке, однородную продукцию. Для потребителя безразлично, у какой конкретно фирмы он приобретает эту продукцию;
• доля каждого предприятия на рынке отрасли незначительна, так что ни одно из них не способно сколько-нибудь существенно влиять на цену продукта;
• фирма может свободно, без ограничений входить и выходить из отрасли;
• фирма без ограничений имеет возможность получить любую информацию о ценах на товары и ресурсы, о затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.
Конкуренция, при которой не выполняется хотя бы один из принципов совершенной конкуренции, называется несовершенной.
Полной противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия. В условиях чистой монополии в отрасли действует только одно предприятие, т.е. границы фирмы и отрасли совпадают. Чистая монополия обычно возникает там, где выпускаемый предприятием продукт является в известном смысле уникальным, отсутствуют его аналоги или близкие заменители (субституты). Причиной возникновения монополии может быть наличие барьеров для вступления в отрасль. Барьеры могут носить 'экономический (например, исключительное право предприятия на какой-либо производственный ресурс, патент на изобретение или технологию) или административный характер (например, необходимость получения лицензии на осуществление определенных видов деятельности).
Если в условиях совершенной конкуренции предприятие выбирает только объем производства, цена задается внешним образом и предприятие вынуждено приспосабливаться к ней, то в условиях монополии предприятие-монополист не только определяет собственный объем производства, но и устанавливает цену. Не следует, однако, преувеличивать и силу монопольной власти отдельного предприятия. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией. Конкуренция может обостриться в связи с нововведениями, появлением товаров-заменителей, импортом аналогичных товаров, а также межотраслевой «борьбой за рубль потребителя» – конкуренцией со стороны производителей различных благ, каждый из которых стремится увеличить долю своих товаров в потребительском бюджете.
Монополистическая конкуренция возникает там, где в отрасли действуют десятки предприятий, производящих разнообразную дифференцированную продукцию. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причинами выбора покупателя могут быть привлекательная упаковка, наличие купона, обеспечивающего скидку цены, более удачное расположение или время работы магазина. Важное значение, поэтому приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, наличие или отсутствие гарантийного ремонта, возможность покупки в рассрочку и т.п.
В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления новых предприятий в отрасль. Легкость вступления не означает, однако, полного отсутствия каких-либо барьеров. Ими могут быть патенты, торговые марки и т.п., но в отличие от чистой монополии они не носят исключительного характера, поскольку патентуются товары-субституты.
При значительной дифференциации производимой продукции трудно найти два предприятия, производящих совершенно аналогичный продукт или услугу. Границы отрасли нередко оказываются размытыми. Каждое предприятие проводит самостоятельную ценовую политику и осуществляет товарную стратегию, а с другой стороны, тайный сговор между ними и проведение единой рыночной политики затруднительны, как практически невозможны предсказание и учет действий всех участников монополистической конкуренции.
Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления, и в сфере услуг.
Олигополия – рыночная структура, при которой в отрасли действует ограниченное число продавцов, а вход в отрасль новых предприятий ограничен высокими барьерами. Олигополия может возникать в отраслях, производящих как стандартизованные товары (алюминий, медь), так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы).
В условиях олигополии несколько предприятий контролируют основную часть рынка. Обычно выделяют жесткую (классическую) олигополию, при которой главную роль играют 3–4 фирмы, и мягкую (аморфную) олигополию, когда основная часть продукции выпускается 6–8 предприятиями.
Олигопольная ситуация обычно порождается наличием высоких барьеров для вступления в отрасль. Они могут быть связаны с эффектом масштаба – экономически эффективным в ряде отраслей (например, в автомобильной промышленности) оказывается только крупномасштабное производство, патентной монополией (например, в наукоемких отраслях), монопольным контролем над редкими источниками сырья (например, в нефтедобыче), высокими расходами на рекламу (например, в производстве прохладительных напитков или шоу-бизнесе), другими естественно сложившимися или искусственно созданными барьерами.
Характерной особенностью олигополии является высокая взаимозависимость – число предприятий настолько ограничено, что каждое из них вынуждено при формировании экономической политики (принятии решений по ценам и объему производства) принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.
В условиях олигополии возможны два варианта поведения предприятия: некооперативное и кооперативное. При некооперативном поведении каждое предприятие самостоятельно решает проблемы определения цены и объема производства, не оглядываясь на действия или возможную ответную реакцию со стороны других фирм отрасли. Такое поведение может быть характерно для «ведущей фирмы», которая осуществляет контроль более чем над половиной рынка, или для предприятия, начинающего ценовую войну. Ценовая война – постепенное снижение существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.
При кооперативном поведении предприятия-олигополисты учитывают и согласовывают рыночные стратегии и тактики. Одни фирмы пытаются предвидеть поведение соперников, другие предпочитают действовать сообща, договариваясь о единой политике цен, о разделе рынков сбыта и т.п. Стремление предприятий к совместным действиям находит свое отражение в образовании картелей, негласных соглашениях или даже в простом следовании за ценовым лидером в отрасли. Если между участниками соглашения достигается твердая договоренность о ценах, разделе рынка и других способах ограничения конкуренции, то олигополия фактически превращается и чистую монополию.
Укажем также на некоторые другие формы несовершенной конкуренции, с которыми может столкнуться предприятие на различных рынках.
Самым «плохим» для потребителя случаем является рыночная ситуация, при которой монополия практикует ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары монополия продает разным потребителям по разным ценам.
Цены могут различаться в зависимости от дохода потребителя, объема потребления, времени покупки и т.п., т.е. их различия никак не связаны с различием издержек (затрат на производство). Предприятия, использующие ценовую дискриминацию, обычно присваивают часть потребительского излишка.
Совершенно иная ситуация складывается для потребителя в условиях монополии – монополии со стороны покупателя. Покупатель-монополист имеет возможность покупать предлагаемые экономические блага по наиболее низкой цене.
Особой ситуацией является двусторонняя монополия. Двусторонняя монополия – рыночная структура, при которой монополисту противостоит монополист (единственный продавец сталкивается с единственным покупателем).
- Предисловие
- Краткое оглавление
- Введение. Предмет, метод и содержание курса
- Раздел 1
- Сферы и подразделения экономики
- Сферы экономики
- Отрасли экономики
- Межотраслевые комплексы
- Секторы экономики
- 2. Структурная перестройка экономики
- Особенности и направления структурной перестройки в России
- Тенденции развития промышленности
- Структурные изменения в агропромышленном комплексе
- Совершенствование воспроизводственной структуры экономики
- Региональные аспекты структурной перестройки
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 2. Предприятие – основное звено экономики
- 1. Предпринимательство и предприятие Предпринимательская деятельность
- Понятие юридического лица
- Предпринимательство и бизнес
- Предприятие
- Типы предприятий
- Классификация по виду и характеру деятельности
- Классификация по размерам предприятия
- Классификация по формам собственности
- Классификация по принадлежности капитала
- Классификация по организационно-правовым формам
- 3. Объединения предприятий
- 4. Финансово-промышленные группы
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 3. Предприятие как агент рыночной экономики
- Место предприятия в системе рыночных отношений Условия складывания рыночных отношений
- Самостоятельность предприятия
- Предприятие в различных рыночных структурах
- 2. Предприятие в рыночном механизме Общая характеристика рыночного механизма
- Спрос предприятия
- Предложение предприятия
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Раздел II экономические ресурсы предрпиятия Содержание раздела
- Раздел II экономические ресурсы предприятия
- Глава 4. Имущество и капитал предприятия
- 1. Имущество предприятия Понятие имущества предприятия
- Состав имущества предприятия
- 2. Капитал предприятия
- Собственный и заемный капитал
- Уставный капитал
- Размеры уставного капитала
- Основной и оборотный капитал
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 5. Основные фонды предприятия
- 1. Экономическая сущность и воспроизводство основных фондов Экономическая сущность основных фондов
- Закономерности и показатели воспроизводства основных фондов
- 2. Состав и классификация основных фондов
- Классификация фондов по срокам производства, секторам экономики и отраслям
- Функционально-видовая классификация и структура основных фондов
- 3. Виды оценки и методы переоценки основных фондов
- Виды оценки основных фондов
- Методы переоценки основных фондов
- Службы оценки имущества
- 4. Износ и амортизация основных фондов Понятие износа основных фондов
- Амортизация основных фондов
- Норма амортизации
- Методы начисления амортизации
- Порядок использования амортизационного фонда
- 5. Показатели использования основных фондов предприятия
- Анализ показателей использования фондов
- Система резервов улучшения использования основных фондов
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 6. Оборотные средства предприятия
- 1. Состав и классификация оборотных средств
- Элементы оборотных средств
- Нормируемые и ненормируемые оборотные средства
- Источники формирования оборотных средств
- 2. Определение потребности предприятия в оборотных средствах
- Порядок нормирования
- Методы нормирования
- Нормирование материалов
- Нормирование незавершенного производства
- Нормирование готовой продукции
- 3. Анализ использования оборотных средств предприятия
- Показатели эффективности использования
- Улучшение использования оборотных средств
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 7. Трудовые ресурсы предприятия
- Персонал предприятия
- Категории производственного персонала
- Профессионально – квалификационная структура персонала
- Планирование численности и состава персонала
- Показатели динамики и состава персонала
- 2. Организация труда на предприятии
- Производительность труда
- Мотивация производительного труда
- Нормирование труда
- Виды норм
- Методы нормирования
- 4. Тарификация труда
- Ставки первого разряда
- Тарифная сетка
- 5. Материальное стимулирование труда
- Формы заработной платы
- Системы повременной заработной платы
- Системы сдельной заработной платы
- Надбавки и доплаты
- Должностные оклады
- Участие в прибыли предприятия
- 6. Рынок труда, занятость, безработица
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Раздел III производственная и организационная структура предприятия
- Раздел III. Производственная и организационная структура предприятия
- Глава 8. Принципы организации производства
- Производственная структура предприятия
- Элементы производственной структуры
- Специализация цехов
- Функциональные подразделения предприятия
- Факторы, влияющие на производственную структуру
- Типы промышленного производства
- Единичное производство
- Серийное производство
- Массовое производство
- 3. Организация производственного процесса
- Принципы рациональной организации
- Содержание производственного процесса
- Классификация производственных процессов
- 4. Производственный цикл
- Структура цикла
- Продолжительность цикла
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 9. Техническая подготовка производства
- 1. Конструкторская подготовка производства
- Задачи конструкторской подготовки
- Этапы конструкторской подготовки
- 2. Технологическая подготовка производства
- Этапы технологической подготовки
- Организация технологической подготовки
- Документация по организации технологической подготовки
- Технологичность конструкции изделия
- Методы сравнения технологических процессов
- 3. Планирование технической подготовки производства
- План технической подготовки
- Методы планирования
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 10. Организация производственной инфраструктуры
- Инструментальное хозяйство
- Организация инструментального хозяйства
- Классификация инструментов
- Определение потребности в инструменте
- Склады и кладовые инструмента
- Организация ремонтного хозяйства
- Виды ремонтных работ
- Организация проведения ремонтных работ
- Материально-техническое снабжение предприятия
- Классификация и индексация материалов
- Нормирование расхода материалов
- Нормирование запасов материалов
- Организация складского хозяйства
- Материально-техническое снабжение подразделений предприятия
- Транспортное хозяйство
- Виды транспорта
- Грузооборот и грузопоток
- Организация внутризаводских перевозок
- Система сбыта продукции
- Особенности процесса реализации
- Подразделение по сбыту
- Содержание посреднических функций
- Виды посредников
- Тенденции развития производственной инфраструктуры
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 11. Организационная структура управления предприятием
- Линейная структура управления Особенности и области применения
- Преимущества и недостатки
- Функциональная структура управления Особенности и области применения
- Преимущества и недостатки
- 3. Дивизиональная структура управления Особенности и области применения
- Руководство
- Преимущества и недостатки
- 3. Адаптивные структуры управления Особенности и области применения
- Преимущества и недостатки
- 5. Принципы построения организационной структуры управления
- Глава 12. Экономическая стратегия предприятия
- Формирование хозяйственной стратегии
- Предпосылки формирования стратегии
- Типы хозяйственных стратегий
- Выбор типа хозяйственной стратегии
- Этапы разработки хозяйственной стратегии предприятия
- Составление прогноза
- Анализ внешней среды
- Прогнозирование сбыта
- 3. Товарная стратегия предприятия. План производства и реализации продукции
- Условия формирования товарной стратегии
- Формирование ассортимента
- Планирование нового продукта
- План реализации продукции
- 4. Производственная программа и производственные мощности предприятия
- Варианты производственной программы
- Показатели производственной программы
- Производственные мощности
- Проект производственных мощностей
- 5. Бизнес-план
- Содержание бизнес-плана
- Порядок разработки бизнес-плана
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 13. Издержки производства и себестоимость продукции
- 1. Понятие и виды затрат предприятия Понятие затрат и издержек производства
- Виды затрат предприятия
- 2. Себестоимость продукции
- Состав и структура затрат, включаемых в себестоимость продукции
- Группировка затрат по экономическим элементам (смета затрат на производство)
- Группировка затрат по статьям калькуляции
- Определение себестоимости продукции
- Издержки фирмы в микроэкономической теории Общие, средние и предельные издержки
- Взаимосвязь валовых, средних и предельных издержек
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 14. Формирование цен на продукцию предприятия
- Виды цен
- Классификация цен по степени регулируемости
- Классификация цен по характеру обслуживаемого оборота
- Другие классификации цен
- Ценовая политика предприятия
- Задачи и механизм разработки ценовой политики
- Постановка целей ценовой политики
- Ценовая стратегия предприятия
- Выбор метода ценообразования
- Модификации цен
- Особенности ценообразования при различных моделях рынка
- Цены рынка свободной конкуренции
- Ценообразование в условиях монополистической конкуренции
- Ценообразование в условиях олигополии
- Цены в условиях чистой монополии
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- ГЛаВа 15. Качество и конкурентоспособность продукции
- Понятия и показатели качества и конкурентоспособности
- Понятие качества продукции
- Показатели качества продукции
- Понятие конкурентоспособности
- Показатели конкурентоспособности
- Государственные и международные стандарты и системы качества
- Понятие стандартов и стандартизации
- Система стандартов в Российской Федерации
- Международные стандарты и системы качества
- Маркетинг и изучение рынка
- Проверки и
- Упаковка и хранение
- Развитие систем управления качеством
- Опыт управления качеством
- Современные проблемы управления качеством
- Развитие системы сертификации
- Политика предприятия в области качества
- Японская и американская модели управления качеством
- Опыт зарубежных предприятий
- Методы обеспечения качества
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 16. Инновационная деятельность предприятия
- Понятие инноваций Виды инноваций
- Идея инновации
- Жизненный цикл инноваций
- Содержание инновационной деятельности
- Показатели потенциала предприятия
- Показатели технического уровня и эффективности новой техники и технологии
- Показатели технического уровня новшества
- На стадии ниокр
- Показатели технического уровня производства
- Показатели технического уровня производства
- Технологический уровень производства
- Обобщенные критерии технологического уровня производства
- Экономическая оценка инноваций
- 3. Сравнительная экономическая эффективность новой техники и технологии
- Выбор базы сравнения
- Затраты на внедрение новой техники
- Эффект от внедрения новой техники
- Инновационный проект
- Оценка производственных возможностей
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 17. Инвестиционная политика предприятия
- Понятие и принципы инвестиционной деятельности Понятие инвестиций
- Принципы инвестиционной деятельности
- Приемы и методы проектного анализа
- Виды анализа
- Методы анализа
- Метод дисконтирования
- Показатели доходности проекта
- Капитальные вложения
- Направления использования
- Источники финансирования
- 4. Эффективность портфельных инвестиций
- Цели портфельных инвестиций
- Риски финансовых инвестиций,
- Портфель ценных бумаг
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 18. Природоохранительная деятельность предприятия
- Государственное управление природоохранными мероприятиями
- Государственные органы, регулирующие природопользование
- Механизм реализации государственной природоохранной политики
- Система экологических фондов России
- 2. Экономические механизмы природоохранной деятельности предприятий
- Платежи за загрязнение окружающей среды
- Экологический паспорт предприятия
- Платежи за землепользование
- Платежи за водопользование
- Платежи за недра
- Платежи за пользование лесными ресурсами
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 19. Внешнеэкономическая деятельность предприятия
- Формы внешнеэкономической деятельности предприятия Виды внешнеэкономических сделок
- Направления внешнеэкономической деятельности
- Способы реализации экспортно-импортных операций
- Операции предприятия по экспорту Особенности экспортной политики предприятия
- Экспортные документы
- Формы расчетов по экспорту
- Таможенные сборы
- Особенности расчета экспортных цен
- 3. Операции предприятия по импорту и встречные сделки
- Сертификация импортируемых товаров
- Таможенная стоимость импортируемого товара
- Таможенные пошлины
- Встречные сделки
- 4. Предприятия с иностранными инвестициями
- Соглашения о разделе продукции
- Свободные экономические зоны в экономике России
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Содержание раздела
- Раздел V. Финансовые результаты и эффективность хозяйственной деятельности предприятия
- Глава 20. Финансы предприятия
- Финансовые ресурсы предприятия
- Источники финансовых ресурсов
- Направления использования денежных средств
- Финансовая служба предприятия
- 2. Выручка, доходы и прибыль предприятия
- Выручка и прибыль предприятия
- Показатели прибыли
- Балансовая прибыль
- 3. Планирование прибыли и порядок ее распределения на предприятиях различных организационных форм
- Методы планирования прибыли
- Принципы распределения прибыли
- Распределение прибыли на предприятиях различных организационных форм
- 4. Налоги и платежи, вносимые предприятиями в бюджет и во внебюджетные фонды
- Виды налогов
- Налог на прибыль
- Налог на имущество предприятия
- Плата за ресурсы
- Косвенные налоги
- Платежи во внебюджетные фонды
- 5. Финансовый план предприятия
- Структура финансового плана
- Взаимосвязь доходов и расходов
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 21. Взаимоотношения предприятия с институтами финансово- кредитной системы
- Взаимодействие предприятий с банками
- Расчетно-кассовое обслуживание
- Банковское кредитование
- Валютные операции
- Лизинговые операции
- Факторинговые операции
- Трастовые операции
- Взаимоотношения предприятий с биржами
- Особенности биржевой торговли
- Виды биржевых сделок
- Фондовые биржи
- Роль страховых организаций в деятельности предприятий
- Принципы страхования
- Виды страхования
- Форма бухгалтерского баланса
- Активы и пассивы предприятия
- Типовая структура годового бухгалтерского баланса Бухгалтерский баланс за 199.. Г.
- Методы оценки статей баланса
- Значение бухгалтерской отчетности
- Система показателей эффективности производства и финансового состояния предприятия Понятие эффективности производства
- Принципы определения экономической эффективности
- Показатели финансового состояния предприятия
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Глава 23. Риск в предпринимательстве и угроза банкротства
- Виды рисков и методы их оценки
- Понятие и виды риска
- Факторы риска
- Анализ риска
- Методы количественного анализа риска
- Способы снижения риска
- Понятие и процедура банкротства
- Причины банкротства
- Процедура банкротства
- Внешнее управление
- Санация
- Принудительная ликвидация
- Добровольная ликвидация
- Мировое соглашение
- Термины и понятия
- Вопросы для самопроверки
- Словарь понятий и терминов
- Список рекомендуемой литературы
- Книги Издательской группы «Юристъ» можно купить
- 107005, Москва, ул., ф. Энгельса, д. 3/5, стр. 6 (ст. Метро «Бауманская») Тел.: (095) 267-41-45; Факс: (095) 261-82-97
- 107082, Москва, ул. Ф. Энгельса, д. 75, стр. 10 (ст. Метро «Бауманская») Тел.: (09s) 267-96-24, 267-76-50; Факс: (095) 261-60-10
- Содержание
- Раздел I. Предприятие в системе национальной эКономики 9
- Глава 1. Народнохозяйственный комплекс россии 9
- Глава 2. Предприятие – основное звено экономики 22
- Глава 6. Оборотные средства предприятия 79
- Глава 7. Трудовые ресурсы предприятия 90
- Раздел III. Производственная и организационная структура предприятия 115
- Глава 8. Принципы организации производства 115
- Глава 9. Техническая подготовка производства 131
- Глава 10. Организация производственной инфраструктуры 143
- Глава 11. Организационная структура управления предприятием 166
- Глава 12. Экономическая стратегия предприятия 178
- Глава 13. Издержки производства и себестоимость продукции 204
- Глава 14. Формирование цен на продукцию предприятия 219
- ГЛаВа 15. Качество и конкурентоспособность продукции 236
- Глава 16. Инновационная деятельность предприятия 255
- Глава 17. Инвестиционная политика предприятия 275
- Глава 18. Природоохранительная деятельность предприятия 292
- Глава 19. Внешнеэкономическая деятельность предприятия 312
- Раздел V. Финансовые результаты и эффективность хозяйственной деятельности предприятия 329
- Глава 20. Финансы предприятия 330
- Глава 21. Взаимоотношения предприятия с институтами финансово- кредитной системы 350
- Глава 22. ОцЕнка эффектиВнОсти хозяйственной деятельности предприятия и составления его баланса 365
- Глава 23. Риск в предпринимательстве и угроза банкротства 380