logo search
83_Krivaya_Lorentsa

32 Эффект масштаба

Поскольку эффект масштаба предполагает, что все факторы являются переменными, концепция эффекта масштаба является по своему существу долгосрочной.

Производственная функция, для которой пропорциональные изменения всех факторов производства вызывают более чем пропорциональное изменение в выпуске продукции, демонстрирует так называемый возрастающий эффект масштаба.

Возрастающий эффект масштаба — это свойство производственного процесса, выражающееся в том, что пропорциональное увеличение каждого фактора дает более чем пропорциональное увеличение выпуска продукции.

Таким образом, если мы удвоим все факторы производства в производственной функции с возрастающим эффектом масштаба, то объем продукции увеличится более чем в 2раза по сравнению с прежним выпуском. Как будет показано в главах 12 и 14, такие производственные функции благоприятствуют созданию условий, при которых небольшое число фирм удовлетворяет основные потребности соответствующего рынка.

Возрастающий эффект масштаба часто возникает в результате наличия больших возможностей у крупных организаций. Адам Смит, доказывая достоверность этого мнения, привел в качестве примера разделение труда в мастерской по производству булавок.

Постоянный эффект масштаба — свойство производственного процесса, выражающееся в том, что пропорциональное увеличение на "единицу фактора производства дает равное пропорциональное увеличение выпуска продукции.

В таких случаях в результате удвоения всех факторов производства выпуск продукции также удвоится. В отраслях, где производство осуществляется при постоянном эффекте масштаба, размер предприятия не определяет его эффективности.

Наконец, производственная функция, для которой пропорциональное изменение всех факторов вызывает менее чем пропорциональное изменение выпуска продукции, демонстрирует убывающий эффект масштаба.

Убывающий эффект масштаба — свойство производственного процесса, выража-ющееся в том, что пропорциональное увеличение каждого фактора дает менее про-порциональное увеличение выпуска продукции.

В данном случае крупный масштаб является помехой, и в отраслях, где производство осуществляется при убывающем эффекте масштаба, вряд ли задействованы крупные фирмы. Как мы увидим в главе 11, при постоянном и убывающем эффектах масштаба многие продавцы прекрасно сосуществуют в пределах довольно узких рынков.

Производственная функция не обязательно должна демонстрировать один и тот же эффект масштаба на протяжении всего процесса выпуска продукции. Наоборот, общепризнанной является ситуация, когда при низких уровнях производства действует возрастающий эффект масштаба, за которым при средних уровнях выпу-ска следует постоянный эффект масштаба, а затем — убывающий эффект масштаба при высоких уровнях выпуска продукции. Рассмотрим карту изоквант для такой про-изводственной функции.

Эффект масштаба на карте изоквант