Макроэкономическое равновесие. Модель ad-as.
Понятие макроэкономического равновесия. Совокупный спрос и его факторы, графическое изображение. Трехсегментарный график совокупного предложения, неценовые факторы изменения совокупного предложения. «Эффект храповика».
Макроэкономическое равновесие это такое состояния национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т. е. существует совокупная пропорциональность между: - ресурсами и их использованием; - факторами производства и результатами их использования; - совокупным производством и совокупным потреблением; - совокупным предложением и совокупным спросом; - материально-вещественными и финансовыми потоками. Следовательно, макроэкономическое равновесие предполагает стабильное использование их интересов во всех сферах национальной экономики. Такое равновесие это экономический идеал: без банкротств и стихийных бедствий, без социально-экономических потрясений. В экономической теории макроэкономическим идеалом является построение моделей общего равновесия экономической системы. В реальной жизни происходят разнообразные нарушения требований такой модели. Но значение теоретических моделей макроэкономического равновесия позволяет определить конкретные факторы отклонений реальных процессов от идеальных, найти пути реализации оптимального состояния экономики.
Совокупный спрос
Совокупный спрос, агрегированный спрос (aggregate demand — AD) — это совокупный объем экономических благ (товаров и услуг), который готовы приобрести домохозяйства, бизнес и государство при различных уровнях цен.
Внешне кривая совокупного спроса выглядит так же, как и кривая рыночного спроса в микроэкономике. Однако между этими кривыми много различий.
Во-первых, совокупный спрос — это более сложная, агрегированная категория. Уравнение совокупного спроса в общем виде может быть представлено как:
AD = C + I+G + NX
Рис. 1. Кривая совокупного спроса (AD)
Во-вторых, если в случае рыночного спроса по осям откладывались показатели количества и цены, то для совокупного спроса это будут показатели реального объема производства и уровня цен соответственно. Реальный объем производства обозначается английской буквой Y (yield) и измеряется одним из совокупных количественных показателей, а уровень цен — английской буквой Р (price) и измеряется одним из ценовых индексов.
В-третьих, при объяснении отрицательного наклона кривой рыночного спроса оперируют понятиями «эффект дохода» и «эффект замены». Для кривой совокупного спроса они не используются.
Отрицательный наклон кривой совокупного предложения объясняется действием трех макроэкономических эффектов:
• процентной ставки,
• реального богатства,
• эффектом импортных закупок.
Эффект процентной ставки заключается в том, что при росте уровня цен и неизменности прочих условий (денежная масса постоянна) процентная ставка растет, что вызывает сокращение инвестиций и потребительского спроса на товары длительного пользования, а следовательно, и сокращение совокупного спроса.
Эффект реального богатства заключается в том, что при воете уровня пен богатство, представленное в виде финансовых активов, обесценивается, и это приводит к сокращению совокупного спроса.
Эффект импортных закупок заключается в том, что при росте уровня цен и прочих равных условиях (неизменном валютном курсе, неизменных ценах в других странах) отечественные товары становятся относительно дорогими на мировом рынке, а импортные товары — относительно дешевыми, и спрос на отечественные товары сокращается.
Изменение уровня цен вызывает движение по кривой совокупного спроса. Но есть другие факторы (неценового характера), которые вызывают смещение самого графика совокупного спроса вправо (увеличение совокупного спроса) или влево (снижение совокупного спроса).
Основными факторами, вызывающими эти смещения, являются:
• изменение денежной массы (ее рост вызывает увеличение совокупного спроса, а сокращение — уменьшение);
• инфляционные ожидания населения (увеличение совокупного спроса);
• налоговая политика (рост налогов вызывает сокращение совокупного спроса, снижение — увеличение совокупного спроса);
• изменение государственных расходов (рост расходов вызывает увеличение совокупного спроса, сокращение — уменьшение совокупного спроса);
• внешнеэкономические факторы (например, рост производства в других странах может сократить совокупный спрос на товары отечественного производства).
Совокупное предложение (AS) - объем выпуска, который готовы предложить фирмы при каждом данном уровне цен в стране. По своей экономической характеристике оно отождествляется с реальным объемом произведенного продукта (ВВП).
Чем выше уровень цен, тем больше стимула для увеличения национального производства, и наоборот. Поэтому величина совокупного предложения на графике представляет собой кривую, отражающую положительную связь между уровнями цен и реальными объемами национального производства. Она состоит из трех характерных отрезков: а) горизонтальный ("кейнсианский") - состояние неполной занятости ресурсов; б) промежуточный (восходящий) - состояние, приближающееся к уровню полной занятости ресурсов; в) вертикальный ("классический") - состояние полной занятости ресурсов. Изменение объемов производства в зависимости от цен при прочих равных условиях отображается перемещением точки на кривой, но само положение кривой при этом не изменяется.
Рис. 2. Кривая совокупного предложения
На смещение кривой совокупного предложения влияют неценовые факторы: изменения в предложении ресурсов, изменение производительности труда, изменения в налоговой политике и мерах государственного воздействия на экономику (льготные кредиты и др.).
Равновесное соотношение между совокупным спросом и совокупным предложением определяет макроэкономическое равновесие, то есть такого состояния экономики, когда весь произведенный национальный продукт полностью реализован. Оно обеспечивает стабильность экономики, повышение уровня жизни и высокие темпы экономического роста.
- Экономическая теория (1-й блок вопросов госэкзамена всех специалистов и бакалавров)
- Рынок. Рыночный механизм и его элементы. Функции рынка.
- Классификация рынков
- Характеристика свободного рынка
- Спрос. Факторы спроса. Эластичность спроса.
- Предложение. Факторы предложения. Эластичность предложения.
- Потребительское поведение. Потребительский выбор и факторы, его определяющие.
- Правила рационального выбора потребителя
- Производство и производственная функция. Деятельность фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- Издержки предприятий и их классификации.
- Конкурентная структура рынка. Модель совершенной конкуренции и ее характеристики. Ценообразование на конкурентном рынке.
- 1. Метод совокупных издержек — совокупного дохода.
- 2. Метод предельных издержек — предельного дохода.
- Монополия. Основные характеристики модели чистой монополии. Ценообразование на монопольном рынке.
- Рынок олигополии и его характеристики. Основные модели олигопольного рынка.
- Основные модели олигополистического поведения Специфика поведения олигополистов на рынке
- Модели кооперированной и некооперированной олигополии
- Модель Штакельберга
- Рынок монополистической конкуренции.
- Рынок факторов производства. Теория предельной производительности факторов. Спрос на факторы производства.
- Кривая производственных возможностей
- Рынок труда и заработная плата.
- Производительность труда
- Рынок капитала и процент.
- Рынок земельных ресурсов и земельная рента.
- Альтернативные варианты использования земли
- Предпринимательская деятельность и прибыль.
- Проблемы развития и содействие предпринимательской деятельности в России
- Основные макроэкономические показатели: количественная и ценовая составляющие.
- Макроэкономическое равновесие. Модель ad-as.
- Эффект храповика
- Макроэкономическая нестабильность. Понятие экономического цикла. Фазы цикла. Виды циклических колебаний.
- Макроэкономическая нестабильность. Безработица. Понятие безработицы и ее виды. Причины и последствия безработицы.
- Пассивная политика на рынке труда
- Макроэкономическая нестабильность. Инфляция. Понятие инфляции и ее виды. Причины и последствия инфляции.
- Типы инфляций:
- Виды инфляции:
- Кейнсианская модель равновесия на товарном рынке. Потребление, сбережения, инвестиции. Эффект мультипликатора.
- Потребление и сбережения
- Инвестиции и их роль в экономике
- 3.3. Взаимосвязь потребления, сбережений и инвестиций: макроэкономическое равновесие в кейнсианской модели. Стабилизационная политика
- 3.3.1. Зависимость потребления, инвестиций и внп
- Зависимость сбережений, инвестиций и внп
- 3.4. Теории мультипликатора и акселератора инвестиционного процесса
- Налогово-бюджетная политика правительства.
- Понятие денег, типы денежных систем, структура денежной массы. Анализ денежного рынка. Денежный мультипликатор.
- Денежные агрегаты
- Кредитно-денежная политика правительства.
- Функции Центрального Банка
- Коммерческие банки
- Экономический рост. Факторы и типы экономического роста.