Конкурентная структура рынка. Модель совершенной конкуренции и ее характеристики. Ценообразование на конкурентном рынке.
Назвать четыре рыночные модели, отличающиеся по количеству фирм в отрасли. Характерные черты чистой конкуренции: большое число независимо действующих продавцов; однородная продукция; незначительный контроль над ценой; свободное вступление и выход из отрасли. Примеры (рынок сельхозтоваров, фондовые биржи, рынок иностранных валют) Тяготение цен к равновесным в модели чистой конкуренции способствует достижению оптимальной структуры распределения ресурсов.
Рынок совершенной конкуренции характеризуется следующими чертами:
Продукция фирм однородна, так что потребителям безразлично, у какого производителя ее покупать. Все товары отрасли являются совершенными заменителями, а перекрестная эластичность спроса по цене для любой пары фирм стремится к бесконечности:
Это означает, что любое сколь угодно малое повышение цены одним производителем сверх рыночного уровня ведет к сокращению спроса на его продукцию до нуля. Таким образом, разница в ценах может быть единственной причиной предпочтения той или иной фирмы. Неценовая конкуренция отсутствует.
Количество экономических субъектов на рынке неограниченно велико, а их удельный вес столь мал, что решения отдельной фирмы (отдельного потребителя) об изменении объема ее продаж (покупок) не влияют на рыночную цену продукта. При этом, естественно, предполагается отсутствие сговора между продавцами или покупателями для получения монопольной власти на рынке. Рыночная цена является результатом совместных действий всех покупателей и продавцов.
Свобода входа и выхода на рынке. Отсутствуют какие-либо ограничения и барьеры — нет патентов или лицензий, ограничивающих деятельность в данной отрасли, не требуются значительные первоначальные капиталовложения, положительный эффект масштаба производства крайне незначителен и не препятствует входу в отрасль новых фирм, отсутствует государственное вмешательство в механизм спроса и предложения (субсидии, налоговые льготы, квотирование, социальные программы и т.п.). Свобода входа и выхода предполагает абсолютную мобильность всех ресурсов, свободу их перемещения территориально и из одного вида деятельности в другой.
Совершенное знание всех субъектов рынка. Все решения принимаются в определенности. Это означает, что все фирмы знают свои функции доходов и издержек, цены всех ресурсов и все возможные технологии, а все потребители имеют полную информацию о ценах всех фирм. При этом предполагается, что информация распространяется мгновенно и бесплатно.
Данные характеристики являются настолько строгими, что практически нет реальных рынков, которые полностью бы им удовлетворяли.
Тем не менее, модель совершенной конкуренции:
позволяет исследовать рынки, на которых большое количество малых фирм продают однородную продукцию, т.е. рынки, близкие по условиям с данной моделью;
проясняет условия максимизации прибыли;
является стандартом для оценки эффективности реальной экономики.
Краткосрочное равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции
Спрос на продукцию совершенного конкурента
В условиях совершенной конкуренции преобладающая рыночная цена устанавливается путем взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения, как это представлено на рис. 4.1, и определяет горизонтальную кривую спроса и среднего дохода (АR) для каждой отдельной фирмы.
Рис. 4.1. Кривая спроса на продукцию фирмы-конкурента
В силу однородности продукции и наличия большого количества совершенных заменителей, ни одна фирма не может продавать свой товар по цене, хоть немного превышающей цену равновесия, Ре. С другой стороны, отдельная фирма очень мала по сравнению с совокупным рынком, и она может продать всю свою продукцию по цене Ре, т.е. у нее нет необходимости продавать товар по цене ниже Ре. Таким образом, все фирмы продают свою продукцию по рыночной цене Ре, определяемой рыночным спросом и предложением.
Доход фирмы — совершенного конкурента
Горизонтальная кривая спроса на продукцию отдельной фирмы и единая рыночная цена (Ре=const) предопределяют форму кривых дохода в условиях совершенной конкуренции.
1. Совокупный доход ( ) — общая величина дохода, полученная фирмой от реализации всей своей продукции,
представлен на графике линейной функцией, имеющей положительный наклон и берущей начало в точке начала координат, поскольку любая проданная единица выпуска увеличивает объем на величину, равную рыночной цене !!Ре??.
2. Средний доход ( ) — доход от реализации единицы продукции,
определяется рыночной ценой равновесия !!Ре??, а кривая совпадает с кривой спроса фирмы. По определению
3. Предельный доход ( ) — добавочный доход от реализации одной дополнительной единицы выпуска,
Предельный доход также определяется текущей рыночной ценой при любом объеме выпуска.
По определению
так как
Все функции дохода представлены на рис. 4.2.
Рис. 4.2. Доход фирмы-конкурента
Определение оптимального объема выпуска
При совершенной конкуренции текущая цена устанавливается рынком, и отдельная фирма не может воздействовать на нее, поскольку является ценополучателем. В этих условиях единственный способ увеличения прибыли состоит в регулировании объема выпуска.
Исходя из существующих в данный момент времени рыночных и технологических условий, фирма определяет оптимальный объем выпуска, т.е. объем выпуска, обеспечивающий фирме максимизацию прибыли (или минимизацию издержек, если получение прибыли невозможно).
Существует два взаимосвязанных метода определения точки оптимума:
- Экономическая теория (1-й блок вопросов госэкзамена всех специалистов и бакалавров)
- Рынок. Рыночный механизм и его элементы. Функции рынка.
- Классификация рынков
- Характеристика свободного рынка
- Спрос. Факторы спроса. Эластичность спроса.
- Предложение. Факторы предложения. Эластичность предложения.
- Потребительское поведение. Потребительский выбор и факторы, его определяющие.
- Правила рационального выбора потребителя
- Производство и производственная функция. Деятельность фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- Издержки предприятий и их классификации.
- Конкурентная структура рынка. Модель совершенной конкуренции и ее характеристики. Ценообразование на конкурентном рынке.
- 1. Метод совокупных издержек — совокупного дохода.
- 2. Метод предельных издержек — предельного дохода.
- Монополия. Основные характеристики модели чистой монополии. Ценообразование на монопольном рынке.
- Рынок олигополии и его характеристики. Основные модели олигопольного рынка.
- Основные модели олигополистического поведения Специфика поведения олигополистов на рынке
- Модели кооперированной и некооперированной олигополии
- Модель Штакельберга
- Рынок монополистической конкуренции.
- Рынок факторов производства. Теория предельной производительности факторов. Спрос на факторы производства.
- Кривая производственных возможностей
- Рынок труда и заработная плата.
- Производительность труда
- Рынок капитала и процент.
- Рынок земельных ресурсов и земельная рента.
- Альтернативные варианты использования земли
- Предпринимательская деятельность и прибыль.
- Проблемы развития и содействие предпринимательской деятельности в России
- Основные макроэкономические показатели: количественная и ценовая составляющие.
- Макроэкономическое равновесие. Модель ad-as.
- Эффект храповика
- Макроэкономическая нестабильность. Понятие экономического цикла. Фазы цикла. Виды циклических колебаний.
- Макроэкономическая нестабильность. Безработица. Понятие безработицы и ее виды. Причины и последствия безработицы.
- Пассивная политика на рынке труда
- Макроэкономическая нестабильность. Инфляция. Понятие инфляции и ее виды. Причины и последствия инфляции.
- Типы инфляций:
- Виды инфляции:
- Кейнсианская модель равновесия на товарном рынке. Потребление, сбережения, инвестиции. Эффект мультипликатора.
- Потребление и сбережения
- Инвестиции и их роль в экономике
- 3.3. Взаимосвязь потребления, сбережений и инвестиций: макроэкономическое равновесие в кейнсианской модели. Стабилизационная политика
- 3.3.1. Зависимость потребления, инвестиций и внп
- Зависимость сбережений, инвестиций и внп
- 3.4. Теории мультипликатора и акселератора инвестиционного процесса
- Налогово-бюджетная политика правительства.
- Понятие денег, типы денежных систем, структура денежной массы. Анализ денежного рынка. Денежный мультипликатор.
- Денежные агрегаты
- Кредитно-денежная политика правительства.
- Функции Центрального Банка
- Коммерческие банки
- Экономический рост. Факторы и типы экономического роста.