Правила рационального выбора потребителя
Итак, у каждого потребителя есть свой бюджет, используемый для приобретения необходимых ему товаров. Как он его распределяет, какие товары и сколько он приобретает? Основные правила и принципы, которыми он руководствуется, давая ответы на эти вопросы, удобно рассмотреть на следующем весьма упрощенном примере.
Представим, что часть своего бюджета потребитель выделил на покупку того, что должно удовлетворить его потребность в горячем бодрящем напитке в виде чая или кофе. Какой выбор должен сделать потребитель, чтобы на данную ограниченную сумму обеспечить максимально возможное удовлетворение этой потребности? Приобрести только чай или только кофе? А если он хочет и то, и другое, то в каком количестве? Для того, чтобы сделать правильный потребительский выбор, надо руководствоваться следующими правилами.
Первое правило учет закона убывания предельной полезности приобретаемых единиц данного товара. Отмеченное правило лежит в основе стремления потребителей к разнообразию. Вот почему потребители стремятся какую-то потребность удовлетворить не одним, а как минимум двумя видами товаров. Это стремление можно проиллюстрировать с помощью кривой безразличия. Убывание предельной полезности можно определить и через норму замещения одного товара другим.
Второе правило требует учета не только предельной полезности приобретаемых товаров, но и цен. Действует правило: соотношение предельной полезности (Ми) одного товара к его цене (Р) должно равняться подобному соотношению применительно ко второму, третьему и ко всем приобретаемым на рынке товарам:
Миа МиЬ = ит.д.
Ра РЬ
Формула говорит о том, что если приобретаются несколько товаров, то есть происходит заполнение потребительской корзины товарами, то она будет наиболее рационально для покупателя как потребителя наполнена при соблюдении отмеченного равенства по всем товарам. Одновременный учет рассмотренных правил позволяет приобрести на ограниченную сумму потребительского бюджета такой набор товаров, потребление которых позволит максимально удовлетворить потребность в них.
В заключение отметим, что теория потребительского выбора имеет практическое значение не только для людей как потребителей, но и органов, осуществляющих материальную поддержку малоимущих. Она помогает выбрать наиболее эффективный вариант такой поддержки. Например, там, где люди способны вести себя как рациональные покупатели, им могут быть предоставлены денежные пособия. В ином случае целесообразно предоставление товарных талонов, по которым выдаются определенные товары в соответствующем количестве. В отношении особо нужных товаров может проводиться политика стабильных цен.
-
Содержание
- Экономическая теория (1-й блок вопросов госэкзамена всех специалистов и бакалавров)
- Рынок. Рыночный механизм и его элементы. Функции рынка.
- Классификация рынков
- Характеристика свободного рынка
- Спрос. Факторы спроса. Эластичность спроса.
- Предложение. Факторы предложения. Эластичность предложения.
- Потребительское поведение. Потребительский выбор и факторы, его определяющие.
- Правила рационального выбора потребителя
- Производство и производственная функция. Деятельность фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
- Издержки предприятий и их классификации.
- Конкурентная структура рынка. Модель совершенной конкуренции и ее характеристики. Ценообразование на конкурентном рынке.
- 1. Метод совокупных издержек — совокупного дохода.
- 2. Метод предельных издержек — предельного дохода.
- Монополия. Основные характеристики модели чистой монополии. Ценообразование на монопольном рынке.
- Рынок олигополии и его характеристики. Основные модели олигопольного рынка.
- Основные модели олигополистического поведения Специфика поведения олигополистов на рынке
- Модели кооперированной и некооперированной олигополии
- Модель Штакельберга
- Рынок монополистической конкуренции.
- Рынок факторов производства. Теория предельной производительности факторов. Спрос на факторы производства.
- Кривая производственных возможностей
- Рынок труда и заработная плата.
- Производительность труда
- Рынок капитала и процент.
- Рынок земельных ресурсов и земельная рента.
- Альтернативные варианты использования земли
- Предпринимательская деятельность и прибыль.
- Проблемы развития и содействие предпринимательской деятельности в России
- Основные макроэкономические показатели: количественная и ценовая составляющие.
- Макроэкономическое равновесие. Модель ad-as.
- Эффект храповика
- Макроэкономическая нестабильность. Понятие экономического цикла. Фазы цикла. Виды циклических колебаний.
- Макроэкономическая нестабильность. Безработица. Понятие безработицы и ее виды. Причины и последствия безработицы.
- Пассивная политика на рынке труда
- Макроэкономическая нестабильность. Инфляция. Понятие инфляции и ее виды. Причины и последствия инфляции.
- Типы инфляций:
- Виды инфляции:
- Кейнсианская модель равновесия на товарном рынке. Потребление, сбережения, инвестиции. Эффект мультипликатора.
- Потребление и сбережения
- Инвестиции и их роль в экономике
- 3.3. Взаимосвязь потребления, сбережений и инвестиций: макроэкономическое равновесие в кейнсианской модели. Стабилизационная политика
- 3.3.1. Зависимость потребления, инвестиций и внп
- Зависимость сбережений, инвестиций и внп
- 3.4. Теории мультипликатора и акселератора инвестиционного процесса
- Налогово-бюджетная политика правительства.
- Понятие денег, типы денежных систем, структура денежной массы. Анализ денежного рынка. Денежный мультипликатор.
- Денежные агрегаты
- Кредитно-денежная политика правительства.
- Функции Центрального Банка
- Коммерческие банки
- Экономический рост. Факторы и типы экономического роста.