logo search
Теория макроэкономики

2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него

Под совокупным предложением в экономической науке понимается совокупный реальный объем выпуска продукции или реальный ВНП.

Кривая совокупного предложения отражает величину реального национального продукта, произведенного в данной экономической системе при различных уровнях цен.

Совокупное предложение – сумма всех произведенных в стране конечных товаров и услуг, которые фирмы готовы предложить на рынке в течение определенного периода времени при каждом возможном уровне цен.

Кривая совокупного предложения состоит из 3 отрезков, характеризующих функционирование экономики во времени:

1. горизонтальный (кейнсианский) отрезок – характерен для краткосрочного периода и характеризуется состоянием рыночной занятости

2. восходящий отрезок – характерен для среднесрочного периода, когда экономика приближается к уровню полной занятости

3. вертикальный (классический) отрезок – характерен для долгосрочного периода, характеризуется полной занятостью.

На характер совокупного предложения влияют ценовые и неценовые факторы.

Ценовые факторы изменяют объем совокупного предложения, перемещая его вдоль кривой.

Неценовые факторы: изменения в технологии, ценах на ресурсы, в объеме применяемых ресурсов, изменения в налогообложении фирмы – все эти факторы приводят к сдвигу кривой вправо или влево.