2. Государственный бюджет, его структура. Дефицит и профицит
Государственный бюджет – центр сосредоточения государственных финансов
– структура расходов и доходов государства, утвержденных в законодательном порядке.
Следовательно, государственный бюджет имеет 2 части: государственные доходы и государственные расходы.
Государственные доходы: налоги, которые взимают централизованные и местные органы власти; государственные займы; поступления из внебюджетных (целевых) фондов.
Государственные расходы: государственные закупки и трансфертные платежи.
Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством, и которые являются основным рычагом фискальной политики государства. Влияя на уровень налогов, государство воздействует и на объем производства.
Если расходы = доходам, то имеет место баланс государственного бюджета;
расходы > доходов, то имеет место бюджетный дефицит;
расходы < доходов, то имеет место бюджетный избыток (профицит).
Выделяют бюджетный дефицит:
1. структурный. Представляет собой превышение государственных расходов над налогами в условиях полной занятости;
2. циклический. Есть разница между фактическим и структурным бюджетными дефицитами.
Финансирование бюджетного дефицита:
1) заимствование денежных средств у Центрального банка;
2) заимствование денежных средств у населения.
Выделяют 2 способа финансирования дефицита государственного бюджета: кредитно-денежная миссия (монетизация дефицита государственного бюджета); выпуск займа.
Инфляционный налог выплачивают владельцы денежных средств, которые несут потери, вызванные ростом инфляции.
При покрытии дефицита возникает государственный долг.
Государственный долг – сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов.
Выделяют государственный долг:
1. внешний – задолжность гражданам, международным кредитным организациям, правительствам других стран;
2. внутренний – долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны.
Бюджетный дефицит порождает государственный долг.
При оценке расчета размера дефицитного бюджета возникают проблемы:
1. при оценке реального дефицита. Реальный дефицит = (номинальный дефицит – величина государственного долга на начало года) * темп инфляции;
2. при расчете государственного бюджета необходимо проводить бюджетирование капитала, т. е. Учитывать как активы, так и обязательства государства. Бюджет должен включать неучтенные обязательства, т. е. будущие пенсии, пособия, отчисления, которые будут делаться в текущем году.
- 1. Предмет макроэкономики
- 2. Цели макроэкономики
- 3. Инструменты макроэкономики
- 4. Методы макроэкономики. Усиление воздействия государства на развитие производства
- 1. Основные макроэкономические показатели
- 2. Система национальных счетов (снс)
- 3. Национальный доход (нд). Личный располагаемый доход. Конечное потребление
- 4. Внп и методы его расчета. Реальный и номинальный ввп. Дефлятор ввп
- 5. Структура национальной экономики
- 1. Содержание экономического роста и его показатели
- 2. Типы экономического роста
- 3. Факторы экономического роста
- 4. Экономические циклы: его фазы и виды
- 1. Безработица: сущность, причины и формы
- 2. Социально-экономические последствия безработицы
- 3. Методы и направления регулирования безработицы
- 1. Инфляция: сущность и виды
- 2. Причины инфляции
- 3. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса
- 1. Совокупный спрос и его составляющие
- 2. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него
- 3. Макроэкономическое равновесие, его модели
- 1. Деньги. Денежный рынок. Предложение денег. Агрегированные свойства
- 2. Денежный спрос. Теории денежного спроса
- 3. Создание денег: роль государства и банка
- 4. Центральный банк и его функции в экономике. Банковская система государства
- Тема: Кредитно-финансовая система
- 1. Финансы и их сущность
- 2. Государственный бюджет, его структура. Дефицит и профицит
- 3. Кредит, его сущность и формы
- 4. Банковская система. Центральный банк и коммерческие банки
- 5. Налоги. Виды налогов
- 1. Понятие, механизм и инструменты государственного регулирования
- 2. Экономические функции государства
- 3. Понятие о дерегулировании экономики
- 4. Антимонопольное регулирование.