logo search
ekonomika_-_shpory_VSE (1)

39. Понятие рынка и его классификация.

Рынок - это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание обществом воплощенного в них труда.

Многообразие рынков, функционирующих в с/х, по видам реализуемой продукции, работ или услуг можно объединить в 4 группы:

I. рынок материально-технических ресурсов для с/х (обеспечивает с/х предприятия необходимой техникой и материально-производственными запасами с/х производства. В данном рынке можно выделить 4 основных сегмента:- рынок с/х машин и механизмов, - рынок материально - производственных запасов (топливо, энергия), - рынок минеральных удобрений, - рынок кормов для животноводства). Первые три сегмента являются внешними – продукция, которая реализуется на этих рынках, производится за пределами с/х отрасли. Рынок кормов возникает внутри одной отрасли – покупателем выступает животноводство, а продавцом – растениеводство. Более того, в условиях осуществления комплексного производства с/х продукции на крупных специализированных предприятиях этот рынок может вообще отсутствовать.

II. Рынок сферы услуг (с/х предприятия обеспечиваются услугами, необходимыми для осуществления производственного процесса: информационные, консалтинг, научно-исследовательские, технические, ветеринарные, мелиоративные и т.д.). III. Рынок сферы торговли (возникает, когда с/х предприятие не реализует продукцию самостоятельно, а прибегает к услугам специализированных торговых организаций. На этом рынке могут оказываться услуги: дилерских и дистрибьюторских организаций, предприятий оптовой и розничной торговли, предприятий общественного питания, предприятий переработки).

IV. Сельскохозяйственный рынок (c/х предприятие самостоятельно реализует полученную продукцию. Отказ от услуг рынка сферы торговли может быть обусловлен отсутствием в данном регионе соответствующих организаций, но чаще всего причиной этого является желание с/х предприятия избежать прямых и вмененных материальных потерь, связанных с оплатой подобных услуг, а также с потерями на реализационных ценах. С/х рынки подразделяются: рынки продукции растениеводства, животноводства, переработки). По степени ограничения конкуренции: рынок чистой конкуренции (состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта. При этом ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень цен). Рынок монополистической конкуренции (состоит из множества продавцов и покупателей, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен, что обусловлено способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товара, отличающиеся друг от друга качеством, свойствами и т.д). Олигополистический рынок (состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга, барьеры входа на рынок достаточно высоки). Рынок чистой монополии (Предполагает такой тип экономических отношений, при котором один из участников получает возможность диктовать свои условия на рынке определенного товара. Барьеры для проникновения на рынок непреодолимы. Он состоит из одного продавца. Это может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия).