logo search
микроэкономика книга

Рентабельность: сущность, показатели и пути ее повышения

Прибыль – это обобщенный показатель результатов деятельности предприятия, поскольку ее размер зависит от эффективности использования всех факторов производства.

Для предприятия важен вопрос размера прибыли. Существуют абсолютный и относительный показатели прибыли. Абсолютная величина прибыли выра­жается понятием "масса прибыли". Сама по себе масса прибыли еще ни о чем не говорит, поэтому данная величина всегда должна сопоставляться с годовым оборотом фирмы или величиной ее капитала. Важен при этом и показатель динамики прибыли, сравнение ее величины в данном году с соответствующей величиной предыдущих лет.

Относительным показателем прибыли является норма прибыли (рентабельность), демонстрирующая степень от­дачи производственных факторов, применяемых в произ­водстве. Различают рентабельность производства и рента­бельность конкретного вида продукции.

Рентабельность производ­стваотражает отдачу авансированных в него средств и ис­числяется как отношение балансовой прибыли (Пб) к величине основных производственных фондов (Оф) и соб­ственных оборотных средств с):

где Rп– рентабельность производства, %;

Пб– балансовая прибыль, руб.;

Оф– среднегодовая стоимость основных фондов, руб.;

Ос– величина оборотных средств, руб.

Рентабельность продукциипоказывает степень выгод­ности производства того или иного вида изделия. Она рас­считывается путем соотношения балансовой прибыли к те­кущим затратам на производство и реализацию продукции в форме полной себестоимости (С):

где Rпр– рентабельность реализуемой продукции, %;

Пб– балансовая прибыль, руб.;

С – себестоимость реализованной продукции (полная себестоимость), руб.

Уровень рентабельности может достоверно характеризовать эффективность работы предприятия лишь в том случае, если цены на его продукцию соответствуют рыночному механизму ценообразования. Монополизм, например, порождает дополнительную прибыль, а значит, и монопольную рентабельность.

В настоящее время для определения эффективности работы предприятия (фирмы) рекомендуется использование ряда показателей, применяемых в странах с развитой рыночной экономикой:

а) общая рентабельность продаж

где - общая рентабельность продаж, %;

- балансовая прибыль, руб.;- объем продаж, руб.

б) чистая рентабельность продаж

где - чистая рентабельность продаж, %;

- чистая прибыль, руб.;- объем продаж, руб.

Соотношение данных общей и чистой рентабельности по одному предприятию с данными других предприятий позволяет определить конкурентоспособность предприятия.

в) рентабельность собственного капитала

где RСК–рентабельность собственного капитала, %;

- чистая прибыль, руб.;

КСР–капитал – средняя его величина на начало и конец периода, руб.

Этот коэффициент рентабельности показывает степень возмещения собственного капитала и характеризует необходимое условие существования и развития предприятия.

г) рентабельность инвестированного капитала

где RИК–рентабельность инвестированного капитала, %;

Р – результат прироста производства от инвестиций, руб.;

ИК - инвестированный капитал, руб.

Этот коэффициент выражает в процентном соотношении среднюю ставку прибыльности инвестированного капитала независимо от формы использования финансовых вложений предприятия.

Следует отметить, что на массу прибыли и величину рентабельности влияют объем производства, уровень цен, размер издержек, процент за кредит, методы конкурентной борьбы, уровень техники, технологии, организации труда и производства, степень государственного регулирования цен, налогов и нормы амортизации.

Поэтому основными путями повышения рентабельности являются удешевление элементов авансированного капитала, снижение текущих затрат на производство продукции. В конечном счете условием того и другого является широкое применение в производстве результатов научно-технического прогресса, ведущее к росту производительности общественного труда и снижению на этой основе стоимости единицы ресурсов, используемых в производстве.