logo search
микроэкономика книга

Подходы к трактовке понятия несовершенной конкуренции

Термин "несовершенная конкуренция" появился в конце XIX - начале XX вв. Выдающийся вклад в анализ рынка несовершенной конкуренции внесли такие экономисты, как О. Курно, Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Дж. Хикс, П. Самуэльсон, Дж. Гэлбрейт и др. Термин "несовершенная конкуренция" означал в то время экономическое несовершенство, неэффективность из-за нарушения рыночного механизма выравнивания прибылей, и "социальное несовершенство" из-за того, что монополии часть "законной прибыли" изымали у других отраслей. Английский экономист Дж.Робинсон видела в несовершенной конкуренции глав­ную слабость западной системы хозяйства. Она отмечала, что монопольные компании устанавливают высокие цены на свои товары и получают больше прибыли, а потребитель несет убытки. Это неиз­бежно ведет к застойным явлениям в производстве и безра­ботице, а в конечном итоге к нестабильности.

Позднее термин "несовершенная конкуренция" утратил смысл экономического несовершенства, так как представители теории "несовершенной конкуренции" стали рассматривать монополию как условие массового производства, которое сопровождалось ростом производительности труда, снижения издержек производства. "Несовершенство" стало признаваться фактически только с социальных позиций. Оно проявлялось по отношению к немонополизированным производителям.

В современных условиях "несовершенная конкуренция" в основном применяется для характеристики немонополистического сектора. П. Самуэльсон называет немонополизированные отрасли "больными", где имеет место мелкий капитал с высокими издержками производства и низкой рентабельностью. "К сожалению, - отмечал П. Самуэльсон, - в большинстве хронически перенаселенных отраслей рыночная конкуренция весьма далека от совершенства. Экономические последствия такой формы несовершенной конкуренции могут быть хуже, чем при полной монополии" (Самуэльсон П. Экономика. Т.2. – М.: МГП "Алгон", ВМЧИСИ, 1992. – С. 120). При этом он признает экономическое и социальное несовершенство монополий и олигополий в связи с их практикой повышения цен и сокращения производства.

Дж. Гэлбрейт рассматривает в качестве несовершенной конкуренцию в условиях мелкого бизнеса или "незрелых" монополий начала ХХ века. При этом несовершенство проявляется в больших размерах риска и неопределенности, которые ведут к значительным потерям, банкротствам и безработице. Он считает, что это ведет не к максимизации прибыли, а к минимизации риска и к достижению устойчивых темпов роста.

Вместе с тем большинство ученых признают, что монополия является подвидом несовершенной конкуренции.

В настоящее время приняты следующие понятия несовершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция -это рыночная ситуа­ция, когда на рынке присутствуют продавцы такого количе­ства товаров, которое существенно влияет на его цену. Не­совершенная конкуренция, в зависимости от степени нару­шения свободной конкуренции, в свою очередь подразделя­ется на следующие основные подвиды:чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

Чистая монополия -ситуация, когда на рынке есть единственный продавец товара, у которого нет близких за­менителей.

Если в условиях совершенной (или свободной) конку­ренции цена выступает как результат стихийного соотно­шения спроса и предложения и не зависит от сознательных усилий отдельных фирм, то в условиях несовершенной кон­куренции фирмы-монополии получают возможность влиять на формирование цены. Так, фирма-монополист является един­ственным производителем в своей отрасли. Его продукт не имеет близких заменителей, то в условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену в соответствии с кривой спроса, в расчете получить максимальную прибыль.

Олигополиейназывают господство на рынке несколь­ких крупных фирм, чаще от 3 до 5 (автомобильные гиганты, добыча и переработка нефти и др.)

Монополистическая конкуренция -это такое со­стояние рынка, когда имеется достаточно большое количе­ство производителей (20-70 фирм), предлагающих похо­жую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. Эта форма конкуренции близка к совершенной конкуренции. Здесь фирма становится своеобразным монополистом только своей марки товара (например, шоко­лад "Сникерс"), контроль фирмы над ценой неболь­шой, почти невозможен тайный сговор фирм в отношении объема производства и цен.