Подходы к трактовке понятия несовершенной конкуренции
Термин "несовершенная конкуренция" появился в конце XIX - начале XX вв. Выдающийся вклад в анализ рынка несовершенной конкуренции внесли такие экономисты, как О. Курно, Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Дж. Хикс, П. Самуэльсон, Дж. Гэлбрейт и др. Термин "несовершенная конкуренция" означал в то время экономическое несовершенство, неэффективность из-за нарушения рыночного механизма выравнивания прибылей, и "социальное несовершенство" из-за того, что монополии часть "законной прибыли" изымали у других отраслей. Английский экономист Дж.Робинсон видела в несовершенной конкуренции главную слабость западной системы хозяйства. Она отмечала, что монопольные компании устанавливают высокие цены на свои товары и получают больше прибыли, а потребитель несет убытки. Это неизбежно ведет к застойным явлениям в производстве и безработице, а в конечном итоге к нестабильности.
Позднее термин "несовершенная конкуренция" утратил смысл экономического несовершенства, так как представители теории "несовершенной конкуренции" стали рассматривать монополию как условие массового производства, которое сопровождалось ростом производительности труда, снижения издержек производства. "Несовершенство" стало признаваться фактически только с социальных позиций. Оно проявлялось по отношению к немонополизированным производителям.
В современных условиях "несовершенная конкуренция" в основном применяется для характеристики немонополистического сектора. П. Самуэльсон называет немонополизированные отрасли "больными", где имеет место мелкий капитал с высокими издержками производства и низкой рентабельностью. "К сожалению, - отмечал П. Самуэльсон, - в большинстве хронически перенаселенных отраслей рыночная конкуренция весьма далека от совершенства. Экономические последствия такой формы несовершенной конкуренции могут быть хуже, чем при полной монополии" (Самуэльсон П. Экономика. Т.2. – М.: МГП "Алгон", ВМЧИСИ, 1992. – С. 120). При этом он признает экономическое и социальное несовершенство монополий и олигополий в связи с их практикой повышения цен и сокращения производства.
Дж. Гэлбрейт рассматривает в качестве несовершенной конкуренцию в условиях мелкого бизнеса или "незрелых" монополий начала ХХ века. При этом несовершенство проявляется в больших размерах риска и неопределенности, которые ведут к значительным потерям, банкротствам и безработице. Он считает, что это ведет не к максимизации прибыли, а к минимизации риска и к достижению устойчивых темпов роста.
Вместе с тем большинство ученых признают, что монополия является подвидом несовершенной конкуренции.
В настоящее время приняты следующие понятия несовершенной конкуренции.
Несовершенная конкуренция -это рыночная ситуация, когда на рынке присутствуют продавцы такого количества товаров, которое существенно влияет на его цену. Несовершенная конкуренция, в зависимости от степени нарушения свободной конкуренции, в свою очередь подразделяется на следующие основные подвиды:чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
Чистая монополия -ситуация, когда на рынке есть единственный продавец товара, у которого нет близких заменителей.
Если в условиях совершенной (или свободной) конкуренции цена выступает как результат стихийного соотношения спроса и предложения и не зависит от сознательных усилий отдельных фирм, то в условиях несовершенной конкуренции фирмы-монополии получают возможность влиять на формирование цены. Так, фирма-монополист является единственным производителем в своей отрасли. Его продукт не имеет близких заменителей, то в условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену в соответствии с кривой спроса, в расчете получить максимальную прибыль.
Олигополиейназывают господство на рынке нескольких крупных фирм, чаще от 3 до 5 (автомобильные гиганты, добыча и переработка нефти и др.)
Монополистическая конкуренция -это такое состояние рынка, когда имеется достаточно большое количество производителей (20-70 фирм), предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. Эта форма конкуренции близка к совершенной конкуренции. Здесь фирма становится своеобразным монополистом только своей марки товара (например, шоколад "Сникерс"), контроль фирмы над ценой небольшой, почти невозможен тайный сговор фирм в отношении объема производства и цен.
- 1.Введение 4
- Основы теории поведения потребителя
- Потребности и экономические блага: сущность, классификация. Понятие "рациональный потребитель"
- Понятие предельной и общей полезности. Закон убывающей предельной полезности. Проблема оценки полезности потребляемых благ
- Основы поведения потребителя и условие максимизации полезности
- Предпочтения потребителя и кривая безразличия
- Бюджетные ограничения потребителя. Равновесие потребителя. Эффекты дохода и замещения
- Теория производства фирмы
- Цели и факторы производства
- Производственные фонды предприятия: понятие, их кругооборот и оборот, структура
- Проблема оптимального сочетания факторов производства. Понятие производственной функции
- Продукт предприятия (фирмы): общий, средний, предельный. Закон убывающей отдачи факторов производства. Равновесие производителя
- Издержки производства
- Понятие и классификация издержек производства
- Издержки производства в краткосрочном периоде
- Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба
- Себестоимость продукции. Классификация затрат. Направления снижения системности
- Доходы предприятия
- Доход предприятия и его виды
- Прибыль предприятия: понятие, функции, источники и виды
- Рентабельность: сущность, показатели и пути ее повышения
- Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции
- Общая характеристика рыночных структур
- Поведение фирмы в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции
- Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы
- Предприятие (фирма) в условиях несовершенной конкуренции
- Подходы к трактовке понятия несовершенной конкуренции
- Фирма в условиях чистой монополии
- Монополистическая конкуренция и поведение предприятий
- Поведение фирмы в условиях олигополии
- Антимонопольное регулирование
- Ценообразование на факторы производства
- Особенности ценообразования на рынках ресурсов
- Рынок труда и особенности его функционирования в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
- Заработная плата: сущность, функции, формы и системы
- Рынок капитала: понятие, структура, особенности функционирования
- Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования и факторы
- Ценные бумаги и рынок ценных бумаг
- Рынок природных ресурсов: земельная рента и цена земли
- Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия (фирмы)
- Понятие и структура механизма микрорегулирования
- Менеджмент в системе микроэкономического регулирования: понятие, функции и уровни
- Маркетинг в системе управления фирмой
- Государственное регулирование деятельности предприятия (фирмы)
- Литература