27. Монополистическая конкуренция и её признаки. Определение цены и объёма производства в условиях монополистической конкуренции.
Монополистическая конкуренция – рыночная структура, где множество крупных фирм-монополистов в отрасли, выпускающей дифференцируемую (взаимозаменяемая, но не абсолютно взаимозаменяемой продукция) продукцию, конкурируют между собой, причем ни одна из фирм не обладает всей полнотой рыночной власти по контролю над ценой.
Характеристики рынка:
-Большое кол-во крупных фирм-монополистов
-Производится дифференцируемой продукции
-Проходимые рыночные барьеры
-Фирмы – участники обладают определенной рыночной властью по контролю над ценой.
-Фирмы – участники имеют возможность получать экономическую прибыль в краткосрочном периоде, но в долгосрочном – нет.
Товар данной фирмы отличается от товаров фирм-конкурентов особыми качественными характеристиками, которые нравятся определённой категории покупателей, тогда фирма может поднять цену своего товара без падения продаж, потому что достаточное число потребителей готово заплатить более высокую цену. Как и монополия, фирма несколько недопроизводит продукцию и завышает на нее цену. Таким образом, монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии тем, что фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров.
Вкраткосрочном периоде: Pm>ATC экон.прибыль>0
Если бы спрос на рынке с монополистической конкуренцией снизился после достижения равновесия, то фирмы покинули бы рынок. Это происходит потому, что сокращение спроса сделало бы невозможным для фирм покрывать свои экономические издержки.
В долгосрочном периоде: Pm=LAC экон.прибыль=0
Сокращение спроса снизит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность.
Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции
В краткосрочном периоде фирмы будут выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, исходя из уже известного нам принципа равенства предельного дохода и предельных издержек.
На рис. изображены кривые цены (спроса), предельного дохода, предельных и средних переменных и валовых издержек двух фирм, одна из которых максимизирует прибыль (рис. а), другая — минимизирует убытки (рис.,б).
Цена и объем производства фирмы в условиях монополистический конкуренции, максимизирующие прибыль (а) и минимизирующие убытки (б):D — спрос: MR— предельный доход; МС — предельные издержки: AVC — средние переменные издержки; АТС — средние валовые издержки
Однако на рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится (график спроса сместится влево).
Методы конкурентной борьбы
1. Внутриотраслевая
-ценовая (ценовая дискриминация: явные и скрытые скидки клиентам)
-неценовая (технологическое усовершенствование, с целью снижения средних издержек, повышение качества, выпускаемой продукции, обновление модельного ряда, послепродажное обслуживание, реклама, шантаж)
2. Межотраслевая (межотраслевой перелив капитала с целью наиболее выгодного вложения)
Ценовая дискриминация: практика ценообразования в условиях монополии
-Продажа одинакового товара отдельным покупателям по разной цене, причем разница в цене не обусловлена различием издержек производства.
Цель: максимизация прибыли
3 степени
1)монополист продает каждую единицу товара отдельному покупателю по максимальной цене на которую тот согласен
2)установление цены в зависимости от кол-ва покупаемой продукции.
3)продажа товара в различных рыночных сегментах с разной ценовой эластичностью спроса по разным ценам
Условия применения:
-покупатель не может перепродать приобретенный товар
-существует возможность разделить весь потребительский рынок на сегменты с различной ценовой эластичностью спроса.
Показатели рыночной власти фирм - монополистических конкурентов
1)индекс Лернера
2)индекс Хиршмана Ixx=S12+S22+S2i..Sn2, S-доля продукции i-ой фирмы в отраслевом производстве, Imax=10000=1002 ,Ixx≥1800
- 1. Предмет экономической теории. Методы и функции экономической теории
- 2 Экономические ресурсы. Производственные возможности. Кривая производственных возможностей.
- 3.Экономическая система и её основные элементы.
- 4. Типы и модели экономических систем.
- 5. Собственность. Сущность, объекты и субъекты, типы и формы собственности.
- 6. Формы организации общественного хозяйства. Условия возникновения товарного производства.
- 7. Товар и его свойства.
- 8. Происхождение, сущность и функции денег. Ликвидность денег.
- 9. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.
- 10. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.
- 11. Ценовая эластичность спроса, факторы, влияющие на неё.
- 12. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса по цене.
- 13. Эластичность предложения.
- 14. Равновесие спроса и предложения. Дефицит и излишки.
- 15. Факторы производства. Производственная функция. Изокванты.
- 16. Фиксированные и переменные производственные факторы. Средний и предельный продукты. Закон убывающей отдачи.
- 17. Издержки производства и их классификация (бухгалтерские, внутренние, экономические).
- 18. Издержки фирмы в краткосрочном периоде.
- 19. Издержки производства в долгосрочном периоде.
- 20. Прибыль: сущность, источники, функции, виды прибыли.
- 21. Доходы фирмы. (общий, средний, предельный)
- 22. Типы конкурентных рыночных структур. Рациональное поведение фирмы в условиях конкуренции.
- 23. Рынок чистой конкуренции, его основные черты.
- 24. Определение цены и объёма производства в условиях чистой конкуренции (метод сопоставления валовых величин): условия максимизации прибыли
- 25. Определение цены и объёма производства в условиях чистой конкуренции (метод сопоставления предельных величин). Условие минимизации убытков
- 26. Чистая монополия. Определение цены и объёма в условиях чистой монополии.
- 27. Монополистическая конкуренция и её признаки. Определение цены и объёма производства в условиях монополистической конкуренции.
- 28. Олигополия, ее признаки. Олигополистическое ценообразование.
- 29. Рынки ресурсов и их особенности.
- 30. Рынок труда: сущность и функции. Спрос и предложение на рынке труда с совершенной и несовершенной конкуренцией.
- 31. Заработная плата: сущность, функции, номинальная и реальная заработная плата.
- 32. Понятие макроэкономики. Основные макроэкономические показатели.
- 33. Измерение объема национального производства. Ввп и способы его измерения.
- 34. Чистый внутренний продукт, национальный доход, располагаемый - личный доход. Чистое экономическое благосостояние.
- 35. Цели, методы и инструменты государственного регулирования экономики.
- 36. Государственный бюджет и его роль в макроэкономическом регулировании.
- 37. Налоговая система гос-ва.
- 38. Денежная система и её элементы. Сущность денежной массы.
- 39.Кредитная система и её структура. Сущность, функции и формы кредита.
- 40.Центральный банк и его функции. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка.
- 41. Инфляция и антиинфляционное регулирование.
- 42. Неравенство доходов в рыночной экономике. Кривая Лоренца.
- 43. Безработица и ее социальные последствия
- 45. Экономический цикл и его фазы. Виды циклов.