1. Экономика региона
В структуре национальной экономики России в силу ее федеративного государственного устройства существует специфическая структурная единица – регион; это ограниченная рамками субъекта РФ экономическая система с взаимосвязанными протекающими в ней экономическими процессами.
Исследованию экономики региона посвящена наука и учебная дисциплина – региональная экономики. Она занимается изучением возникающих закономерностей в процессе функционирования экономик на уровне региона, отражает национальные, исторические, демографические, религиозные, природно-ресурсные, экологические особенности.
Первоначально термином «регион» обозначали территорию, отделенную по определенным, характерным признакам. Например, Сибирский, Южный регион. Сегодня под регионом понимаются субъекты РФ, входящие в состав Российской Федерации – относительно обособленные административные единицы и соответствующие им социально-экономические хозяйственные системы. В этом случае экономика региона представляет собой часть национальной экономики, повторяющую ее по основным функциональным характеристикам. Выделение в составе национальной экономики более мелких единиц – экономики регионов – позволяет выработать и реализовать более эффективную экономическую политику, так как каждый регион отличается своими специфическими чертами. Соответственно в предмет региональной экономики включается региональная специфика функционирования национальной экономики, в том числе инвестиционный процесс, человеческие ресурсы, качество жизни, хозяйственной деятельности.
В целях выработки национальной экономической политики существуют следующие типы регионизации:
1) макрорегионизация, исходящая из деления национальной экономики на определенные зоны в целях долгосрочного планирования структуры размещения производительного потенциала. В соответствии с этим выделяют восточную и западную экономическую зону. Для западной зоны характерно доминирование производства в отрасли машиностроения и наукоемких сфер экономики. Восточная зона ориентирована на ресурсодобывающие и энергетические отрасли. Основным критерием подобного рода деления является общность преобладающей специализации хозяйственной деятельности, природного и ресурсного потенциала. Каждый из них представляет собой укрупненный экономический район, целостную хозяйственную систему. Одним из звеньев макрорегионализации являются укрупненные экономические районы – Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Северный, Северо-Западный, Центральный. Для повышения эффективности их функционирования, на их базе созданы региональные ассоциации – «Уральская», «Сибирское соглашение», «Дальневосточная ассоциация», «Северо-Запад», «Центральная Россия», «Черноземье», «Большая Волга»;
2) мезорегионализация, исходящая из деления регионов в соответствии с существующей административной структурой – субъекты, входящие в состав Федерации. Они представляют собой функционально независимые хозяйственные системы. Существует и более мелкая мезорегионализация – выделение хозяйственных систем подрайонов, которые обладают общей специализацией и тесными хозяйственными связями.
3) микрорегионализация, исходящая из выделения уровня местного самоуправления и соответствующих ему сельских, городских административных районов, общая численность которых составляет 4 тыс. человек. Они представляют собой первичный уровень национальной экономики как целостной системы.
Система воспроизводства региона состоит из следующих процессов:
1) воспроизводства регионального продукта, характеризующегося показателем «валовой региональный продукт» (ВРП);
2) накопления и концентрации капитала;
3) использования и воспроизводства экономических ресурсов;
4) движения материальных потоков;
5) движения финансовых потоков.
Главным признаком региональной экономики является ее хозяйственная целостность – потенциальная способность региональной экономики функционировать независимо от национальной экономики.
Качественно новый этап функционирования региональной экономики связан с утверждением Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2000 г. семи федеральных округов и соответствующих им полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральном округе.
Нормативно закрепленными задачами института полномочного представителя Президента РФ в федеральных округах являются:
1) согласование проектов решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта Российской Федерации, находящегося в пределах этого округа;
2) участие в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;
3) организация по поручению Президента Российской Федерации проведения согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в пределах федерального округа;
4) внесение Президенту Российской Федерации предложений о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах федерального округа, в случаях противоречия этих актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина;
5) организация работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации;
6) организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;
7) представление Президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение соответствующих предложений;
8) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;
9) анализ эффективности деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояния их кадровой обеспеченности;
10) организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;
11) разработка совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации программ социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа;
12) контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, за реализацией федеральных программ в федеральном округе.
Система федеральных округов является основной формой укрепления вертикали государственной власти в России.
Основой экономики региона является его производственный комплекс – хозяйственная система, направленная на обеспечение функционального состояния производственного потенциала, необходимого для независимого и устойчивого развития экономики региона.
О степени производственной комплексности экономики региона свидетельствуют следующие показатели:
1) объем продукции, произведенной внутри региона;
2) объем продукции межотраслевого характера;
3) характер использования экономического потенциала региона.
Для каждого региона характерна определенная отраслевая структура – совокупность отраслей хозяйственного комплекса, взаимосвязанных между собой. Она представляет собой основу экономики региона, определяющую характер и специфику его функционирования.
В состав национальной экономической политики входит и региональная экономическая политика – часть экономической политики государства, отражающая ее региональные аспекты. Основным ее направлением является формирование системы эффективного воспроизводства и использования экономического потенциала экономики региона для достижения состояния устойчивого развития национальной экономики.
Приоритетное значение формирования и реализации региональной экономической политики объясняется тем, что национальная экономика по своей природной, географической, социальной, демографической и экономической структуре неоднородна, а следовательно при формировании национальной экономической политики необходимо максимально полно учитывать эти региональные особенности.
Основными целями региональной экономической политики являются:
1) активизация социально-экономического развития регионов;
2) формирование эффективной системы использования экономического потенциала регионов;
3) формирование единого экономического пространства национальной экономики;
4) повышение уровня жизни населения.
- 1. Структура национальной экономики: понятие, сущность и виды
- 2. Теории структурных реформ национальной экономики
- 3. Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики
- 4. Отраслевая и межотраслевая структура национальной экономики
- 6. Структурные изменения в экономике современной России
- 1. Совокупный экономический потенциал: понятие и сущность
- 2. Виды совокупного экономического потенциала национальной экономики
- 3. Экономические ресурсы: их виды и взаимодействие
- 4. Национальное богатство – часть совокупного экономического потенциала национальной экономики
- 5. Место России в системе использования потенциалов планеты
- 1. Типы хозяйственных систем национальной экономики и критерии их разграничения
- 2. Субъекты хозяйствования, их взаимосвязь
- 3. Факторы формирования российской модели рыночной экономики
- 4. Механизмы национальной хозяйственной системы
- 5. Место и роль корпораций в национальной хозяйственной системе: интегрированные экономические структуры
- 1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация
- 2. Специфика потребления общественных благ
- 3. Общественный выбор в национальной экономике
- 4. Условия эффективного обеспечения общественными благами в национальной экономике
- 1. Понятие экономического роста и развития национальной экономики
- 2. Факторы, влияющие на развитие национальной экономики
- 3. Основные показатели оценки экономического роста и развития национальной экономики: ввп, внп
- 4. Рынок труда в национальной экономике
- 5. Особенности занятости и безработицы в переходной экономике
- 1. Экономика региона
- 2. Концепция развития регионов «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации»
- 3. Межрегиональные социально-экономические процессы
- 4. Бюджетное обеспечение регионального и муниципального развития
- 5. Целевые программы управления развитием регионов
- 1. Государство в российской экономике
- 2. Функции государства в национальной экономике
- 3. Роль и механизмы государственного регулирования экономики
- 4. Понятие национальной и экономической безопасности. Концепция национальной экономической безопасности России
- 5. Внутренние и внешние угрозы национальной экономической безопасности
- 6. Федеральные, региональные и местные институты обеспечения национальной экономической безопасности
- 1. Общенациональные рынки: понятие, виды, принципы организации
- 2. Регулируемые и нерегулируемые рынки
- 3. Монополия и конкуренция в российской экономике