logo search
микроэкономика книга

Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы

Долгосрочный периодпозволяет фирме вносить те изменения в производство, которые невозможно сделать в краткосрочном периоде: она может ввести новые производ­ственные мощности и технологии с учетом достигнутого уровня науки и техники. Таким образом, в долгосрочном периоде она может изменять не только переменные факто­ры, но и постоянные. Кроме того, в долгосрочном периоде в отрасль могут входить новые фирмы, либо покидать ее. Поэтому в долгосрочном периоде фирма более чувствительна к изменению цен.

Для того чтобы фирма на рынке совершенной конкуренции находилась в состоянии долгос­рочного равновесия, необходимо выполнение следующих трех условий:

1) фирма не должна иметь побудительных мотивов к увеличению или снижению объема выпуска при наличии заданных размеров производственного предпри­ятия, а это означает, что МС = MR, т.е. условие кратко­срочного равновесия является условием долгосрочного равновесия;

2) каждая фирма должна быть удовлетворена размерами имеющегося у нее предприятия (т.е. объемами используемых постоянных затрат всех видов);

3) не должно существовать мотивов, побуждающих новые фирмы к вхождению в отрасль или старые к выходу.

На рис. 6.8. представлена фирма, находящаяся в ус­ловиях конкуренции, для которой выполняются все три условия.

Рис. 6.8. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

Во-первых, краткосрочные предельные издержки МС равны цене MRпри объеме выпускаQE. Это уровень выпуска, обеспечивающий фирме максимальную прибыль. Во-вторых, размеры фирмы как раз таковы, что кратко­срочные средние полные издержки АТС равны наимень­шим возможным долгосрочным средним издержкам при избранном уровне выпуска продукции. Это гарантия неиз­менности размера предприятия. В-третьих, как долгосроч­ные средние издержки, так и краткосрочные средние пол­ные издержки равны цене при равновесном выпуске про­дукции. Это обстоятельство гарантирует отсутствие мотивов, побуждающих фирмы как вновь появляться на рынке, так и уходить с него.

Все три условия долгосрочного равновесия в обобщен­ном виде можно записать в виде следующего уравнения:

Р = MR = MC = min ATC

Цена = Предельные издержки = Краткосрочные средние полные издержки = Долгосрочные средние издержки.

Если не выполняется хотя бы одно из трех условий, то равновесие может быть нарушено.

Состояние долгосрочного равновесия может существо­вать, пока не изменятся внешние условия.

Как долго отрасль может находиться в равновесии? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рас­смотреть три ситуации, в которых может оказаться фирма дан­ной отрасли в процессе функционирования в долгосрочном периоде.

  1. Отрасль может находиться в состоянии равновесия: она получает нормальную прибыль ( при равенстве предельных издержек и предель­ного дохода); ее экономическая прибыль равна нулю. Это объясняет нежелание других фирм входить в отрасль, а функционирующих - покидать ее.

  2. При наиболее благоприятных обстоятель­ствах фирма может получать экономическую ненулевую прибыль. Такая прибыль начнет привлекать в эту отрасль другие фирмы. Поэтому экономическая ненулевая прибыль будет существовать до тех пор, пока цена будет превышать средние издержки. Но вступление в отрасль новых фирм приведет к увеличению предложения товара на рынке и спустя некоторое время цена снизится до уровня средних издержек. В результате экономическая ненулевая прибыль исчезнет.

  3. Если фирма получает отрицательную эко­номическую прибыль, это будет означать, что фирма не по­лучает даже нормальную прибыль. В этой ситуации фирма не будет в состоянии покрыть свою альтернативную стои­мость (которая включает нормальную прибыль) и покинет отрасль в поисках более прибыльного приложения капита­ла. Начнется уход фирм из отрасли. Однако со временем от­ток из отрасли уменьшит предложение продукции и тогда цена повысится, приблизившись к средним издержкам. Оставшиеся фирмы и отрасль вновь придут в состояние равновесия.

Отметим интересный парадокс прибыли. В отрасли с совершенной конкуренцией фирмы могут получать экономическую прибыль только в течение опреде­ленного времени. Эта прибыль работает как экономический сигнал. В конкурентном мире экономическая прибыль является только временной наградой для тех, кто умен и умеет эффективно работать. Она неизбежно сократится до нуля, как только новые производители, привлеченные ею, вступят в эту отрасль, где могут ее получить. В этом заключаетсяпарадокс прибыли: экономическая прибыль, привлекая фирмы, приводит в действие такой механизм перераспреде­ления ресурсов, который, в конечном счете, сводит эту при­быль до нуля.Аналогично убытки являются временным явлением. Если фирмы терпят убытки в отрасли с совер­шенной конкуренцией, то, в конце концов, они вынуждены будут покинуть ее. В результате поднимутся цены и благо­даря этому убытки в отрасли, в конечном счете, исчезнут. В долгосрочном плане, таким образом, ни одна фирма при совершенной конкуренции не может надеяться на то, чтобы получить больше, чем нормальную прибыль.

Следует отметить, что экономисты считают рынки с совершенной конкуренцией высокоэффективными, так как, во-первых, здесь достигается производственная эффективность при цене, равной минималь­ным средним общим издержкам, что означает изготовление товара наименее дорогостоящим способом (лучшая технология, минимум ресурсов, низкие цены); во-вторых, имеет место эф­фективное распределение ресурсов, т.е. создание необходимых потребителям товаров при Р = МС; а в-третьих, вследствие свободного перелива ресурсов конкурентные рынки обладают способностью быстро восстанавливать эффективность исполь­зования ресурсов при возможных нарушениях равновесия.

В то же время существуют некоторые ограничения эф­фективности совершенной конкуренции. Так, например, в этих условиях:

1) не решаются проблемы распределения доходов, об­щественных благ, отрицательных внешних эффектов;

2) не всегда используется наиболее эффективная техника, так как нововведения быстро дублируются конкурента­ми, а небольшой размер конкурентной фирмы ограничи­вает возможности автоматизации и финансирования инвестиций;

3) стандартизированный товар ограничивает диапазон потребительского выбора.