Фирма в условиях чистой монополии
Если монополия —это рыночная структура, при которой одна фирма является поставщиком продукта, не имеющего близких заменителей, то ситуацию с единственным продавцом товара называютчистой монополией.Кроме того, различают:
закрытую монополию,защищенную от конкуренции с помощью юридических ограничений, патентной защиты и т.п.;
естественную монополию —модель, при которой долгосрочные средние общие издержки достигают минимума лишь тогда, когда фирма обслуживает весь рынок целиком (система водоснабжения, энергоснабжения, газоснабжения). Иногда монополия обусловлена ограниченностью (уникальностью) ресурсов;
открытую монополию,когда фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо товара, не обладая специальной защитой;
простую монополию,при которой фирма реализует свою продукцию по одной цене всем потребителям.
Отметим, что такое выделение отдельных видов монополии весьма условно, так как некоторые модели могут одновременно принадлежать к нескольким видам. В тоже время есть и другие классификации видов монополий.
Сохранению монополии, как рыночной структуры, способствуют барьеры, ограничивающие вход в отрасль. Основными типами барьеров являются:
1) исключительные права, полученные от правительства (лотерея, кабельное телевидение);
2) юридические соглашения, патенты и авторские права;
3) собственность на весь объем предложения какого-либо ресурса;
4) преимущества низких издержек крупного производства.
Следует отметить, что фактически все монополии могут считаться открытыми. Легальные барьеры, которые защищают закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом. Преимущества в издержках естественных монополий могут быть сведены на нет изменениями в технологии. Все монополии подвержены ударам со стороны товаров-субститутов, какой бы уникальной ни была их продукция. Одной из характерных черт чистой монополии является наличие существенных барьеров в виде экономии, обусловленной ростом масштабов производства или издержек, имеющимися легальными барьерами типа капиталов, лицензий. При этом определяющей может выступить собственность на важнейшие виды сырья, а иногда и нечестная конкуренция.
В экономической жизни монополия выступает как крупное предприятие или объединение, союз крупных предприятий, которые производят большую часть продукции данной отрасли и обладают определенными экономическими преимуществами.
В процессе монополизации проявляются две основные тенденции:
1) появление крупных предприятий или фирм на основе концентрации производства и их доминирующего положения в отрасли;
2) образование монополистических союзов или достижение соглашений ряда крупных фирм.
Возможность таких союзов возрастает вслед за уменьшением числа хозяйствующих субъектов отрасли. Необходимость монополистического союза вытекает из идеи координации деятельности для уменьшения издержек конкурентной борьбы.
Выделяются низшие и высшие формы монополистических союзов. Низшие - временные союзы или соглашения, которые достигаются для реализации конкретного проекта (пулы, ринги, корнеры и т.д.).
Высшие же формы монополий или монополистических союзов - это картель, синдикат, трест и концерн.
Картель - это объединение (союз) ряда предприятий одной отрасли, участники которого сохраняют свою самостоятельность производственной и сбытовой деятельности, но договариваются об объеме производства, ценах, делят рынки сбыта продукции.
Синдикат - объединение ряда предприятий одной отрасли производства, участники которого теряют коммерческую, сбытовую самостоятельность, обеспечивая совместную реализацию продукции, закупки исходного сырья и т.д.
Трест - объединение собственности и управления ряда предприятий при полной ликвидации их самостоятельности. В этом случае формируется корпоративная собственность, что позволяет монополизировать источники сырья, перевозку производства и др.
Концерн -объединение предприятий разных отраслей экономики, включая промышленные предприятия, банки, транспортные и торговые компании. В настоящее время основной формой монополии является концерн. Концерн - это наиболее устойчивая форма организации экономической деятельности.
В США 500 крупнейших корпораций обрабатывающей промышленности составляют всего 0,16% общего числа компаний в этих отраслях. Однако, например, в начале 90-х гг. на их долю приходилось 60% всех занятых в промышленности, до 70% всей промышленной продукции. В Англии на долю 200 монополистических объединений приходилось 65% промышленного производства. Во Франции 1% промышленных предприятий с числом занятых от 1000 человек и более выпускает 63% всей промышленной продукции, на них занято 57% рабочей силы.
Монополизм -это такой тип экономических отношений, когда хозяйствующий субъект навязывает контрагентам выгодные для себя действия, "эксплуатируя" в своих интересах рыночный спрос через получение высоких прибылей.
Формами проявления монополизма выступают: взвинчивание цен и сокращение производства, уменьшение внимания к издержкам производства, рост зарплаты и премий на предприятиях-монополистах, рост рентабельности и сокращение расходов на рекламу, упрощение маркетинга, снижение качества продукции.
Для определения доминирующего положения монополии на рынке используют разные показатели:
доля фиксированного числа предприятий;
индекс степени монополизации А. Лернера;
индекс Харфиндела-Хиршмана;
предельная сумма приобретенных активов, принцип "разумности" и др.
В 1934 г. А. Лернер предложил способ количественного измерения монопольной власти путем определения величины, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Показатель монопольной власти или так называемый индекс степени монополизации А. Лернера (L) рассчитывается по формуле:
L = (P – MC) / P,
где Р – монопольная цена; МС – предельные издержки.
Численное значение коэффициента Лернера находится между 0 и 1. Чем больше коэффициент L, тем больше монопольная власть исследуемого субъекта. Если предельные издержки (МС) равны цене (Р), то индекс Лернера равен нулю (L=0), что означает отсутствие монополии и наличие свободной конкуренции.
Широкое распространение для определения степени монополии данной фирмы на рынке получил индекс Харфиндела-Хиршмана (UХХ), который определяется по формуле:
,
где х – доля i–той фирмы на рынке (в %),i=1,2,3…n– общее число фирм.
Индекс представляет собой сумму квадратов удельных весов предприятий, действующих на рынке. Согласно индексу Харфиндела-Хиршмана, безопасным с точки зрения монополизации является рынок, состоящий из 10 и более конкурирующих фирм. Доля крупнейших из них не должна превышать 31% общего объема продаж соответствующей продукции, двух - 44%, трех -54%, четырех - 64%.
Следует отметить, что процесс монополизации не исключает конкуренцию вообще. Существует конкуренция внутри самих " экономических монополий" за цены, квоты, контрольный пакет; между монополиями; между монополиями и аутсайдерами. А это дополняется конкурентной борьбой в "свободном секторе" экономики. Монополии разных отраслей национальной экономики борются за источники сырья, за "доллар покупателя" и т.д. В ход идет монополизация научно-технической информации (патенты, кредиты и т.д.). Используется реклама, а также лобби в парламенте и правительстве.
Фирма обладает монопольной властью, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, которое она готова продать. Ограничивая объем продаж, фирма устанавливает более высокую цену на свою продукцию и получает экономическую прибыль. Обладание монопольной или рыночной властью означает, что кривая спроса на продукцию монополии имеет отрицательный наклон.
Существуют три следствия нисходящей кривой спроса монополии:
1) цена, в отличие от совершенной конкуренции, превышает предельный доход. В этом случае фирма является простым монополистом и может продать дополнительную единицу продукции только при условии понижения цены. При этом понижение цены касается не только последней единицы продукции, но и всех предыдущих. Следовательно, предельный доход будет ниже цены;
2) в связи с тем, что кривая спроса выражает зависимость между ценой и объемом выпуска, монополист одновременно выбирает оба эти параметра;
3) максимизирующий прибыль монополист остановится на объеме выпуска и цене, соответствующих эластичному отрезку кривой спроса (рис. 7.1.).
Рис. 7.1. Эластичный и неэластичный отрезки кривой спроса монополии
На рис. 7.1. видно, что отрезок I кривой спроса монополии Dявляется эластичным, так как при уменьшении цены любая дополнительная единица продукции, соответствующая данному отрезку, увеличивает совокупный доход (TR). Предельный доход (MR) здесь является положительным. При понижении цены, соответствующей неэластичному отрезкуII, прирост совокупного дохода уменьшается, а предельный доход становится отрицательным. Очевидно, что монополист не станет снижать цену на неэластичном отрезке, так как это невыгодно.
Подобно совершенной конкуренции монополист в краткосрочном периодемаксимизирует прибыль или минимизируетубытки, выпуская количество продукции, которое соответствующее правилу МR=МС. Однако особенностью монополии является установление более высокой цены (рис. 7.2.). На рис. 7.2. видно, что монополист в соответствии с правилом МR=МС будет выпускать объем продукции, соответствующий точке К.Цена определяется спросом на продукцию и равна Р1Прямоугольник OP1MK характеризует величину совокупного дохода, ОСТК — величину совокупных издержек, площадь заштрихованной фигуры — величину экономической прибыли.
Рис. 7.2. Максимизация прибыли фирмой-монополистом
В краткосрочном периоде фирма-монополист может терпеть убытки, так как совокупный доход меньше совокупных издержек, а кривая АТС расположена выше цены (совокупного дохода). До тех пор пока возмещаются переменные издержки, фирме следует продолжать производство. При невозможности компенсации переменных затрат фирме следует остановить выпуск продукции.
В долгосрочном периодемаксимизирующий прибыль монополист расширяет свое производство до тех пор, пока не выпускает количество продукции, соответствующее равенству предельного дохода и долгосрочных предельных издержек:
MR = LRMC.
Долгосрочная равновесная цена будет определяться соответствующей точкой на кривой спроса. В условиях долгосрочного равновесия фирма-монополист не может терпеть убытки, так как в противном случае она уйдет с рынка. Долгосрочное равновесие не обязательно устанавливается в точке минимума долгосрочных средних общих издержек. Цена, максимизирующая долгосрочную прибыль фирмы-монополиста, будет ниже, чем цена, максимизирующая ее краткосрочную прибыль. Дело в том, что монополист одновременно выбирает и цену, и объем выпуска. При увеличении объема производства, даже при более низкой цене, с учетом эластичности спроса, величина прибыли будет больше.
Рассматриваемая нами модель монополии построена на допущении, что все единицы продукции за конкретный период времени продаются всем покупателям по одной и той же цене. Однако при определенных условиях разным группам потребителей могут назначаться разные цены. Такая практика, присущая естественным монополиям, называется ценовой дискриминацией.
Для возможности осуществления ценовой дискриминации рынок должен отвечать двум условиям:
покупатели не могут перепродавать приобретенную продукцию;
продавец имеет возможность разделять покупателей на группы исходя из учета эластичности спроса на товар.
Разделив покупателей на группы, фирма-монополист устанавливает более высокую цену тем покупателям, спрос которых неэластичен, и более низкую цену покупателям с эластичным спросом. Так, электростанция назначает разные цены на электроэнергию для промышленных предприятий и населения. Могут быть установлены разные цены на входные билеты в кинотеатр для детей и взрослых. Существуют дифференцированные тарифы на телефонные разговоры в зависимости от времени суток и т.п. В результате ценовой дискриминации монополист увеличивает доход и прибыль, а также объем выпуска.
Оценим эффективность монополии с точки зрения общества:
по сравнению с совершенной конкуренцией монополия устанавливает более высокие цены при более низком объеме выпуска, т.е. имеет место недораспределение ресурсов;
фирма в условиях монополии может достичь положительного эффекта масштаба и более низких издержек на единицу продукции по сравнению с фирмой в условиях совершенной конкуренции. Однако экономисты отмечают, что монополиям присуща так называемая «Х-неэффективность», имеющая место тогда, когда фактические издержки фирмы больше минимально возможных. Причинами «Х-неэффективности» являются отсутствие конкуренции и расходы, связанные с сохранением монополии;
монополия обладает достаточными финансовыми средствами для осуществления НТП. Однако в условиях защищенности от конкурентов у фирмы нет автоматического стимула для внедрения научно-технических достижений;
монополия способствует неравенству в распределении дохода, обогащаясь за счет остальной части общества.
- 1.Введение 4
- Основы теории поведения потребителя
- Потребности и экономические блага: сущность, классификация. Понятие "рациональный потребитель"
- Понятие предельной и общей полезности. Закон убывающей предельной полезности. Проблема оценки полезности потребляемых благ
- Основы поведения потребителя и условие максимизации полезности
- Предпочтения потребителя и кривая безразличия
- Бюджетные ограничения потребителя. Равновесие потребителя. Эффекты дохода и замещения
- Теория производства фирмы
- Цели и факторы производства
- Производственные фонды предприятия: понятие, их кругооборот и оборот, структура
- Проблема оптимального сочетания факторов производства. Понятие производственной функции
- Продукт предприятия (фирмы): общий, средний, предельный. Закон убывающей отдачи факторов производства. Равновесие производителя
- Издержки производства
- Понятие и классификация издержек производства
- Издержки производства в краткосрочном периоде
- Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба
- Себестоимость продукции. Классификация затрат. Направления снижения системности
- Доходы предприятия
- Доход предприятия и его виды
- Прибыль предприятия: понятие, функции, источники и виды
- Рентабельность: сущность, показатели и пути ее повышения
- Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции
- Общая характеристика рыночных структур
- Поведение фирмы в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции
- Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы
- Предприятие (фирма) в условиях несовершенной конкуренции
- Подходы к трактовке понятия несовершенной конкуренции
- Фирма в условиях чистой монополии
- Монополистическая конкуренция и поведение предприятий
- Поведение фирмы в условиях олигополии
- Антимонопольное регулирование
- Ценообразование на факторы производства
- Особенности ценообразования на рынках ресурсов
- Рынок труда и особенности его функционирования в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
- Заработная плата: сущность, функции, формы и системы
- Рынок капитала: понятие, структура, особенности функционирования
- Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования и факторы
- Ценные бумаги и рынок ценных бумаг
- Рынок природных ресурсов: земельная рента и цена земли
- Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия (фирмы)
- Понятие и структура механизма микрорегулирования
- Менеджмент в системе микроэкономического регулирования: понятие, функции и уровни
- Маркетинг в системе управления фирмой
- Государственное регулирование деятельности предприятия (фирмы)
- Литература