logo search
микроэкономика книга

Фирма в условиях чистой монополии

Если монополия —это рыночная структура, при которой одна фирма является поставщиком продукта, не имеющего близ­ких заменителей, то ситуацию с единственным продавцом това­ра называютчистой монополией.Кроме того, различают:

Отметим, что такое выделение отдельных видов монополии весьма условно, так как некоторые модели могут одновре­менно принадлежать к нескольким видам. В тоже время есть и другие классификации видов монополий.

Сохранению монополии, как рыночной структуры, спо­собствуют барьеры, ограничивающие вход в отрасль. Ос­новными типами барьеров являются:

1) исключительные права, полученные от правительс­тва (лотерея, кабельное телевидение);

2) юридические соглашения, патенты и авторские права;

3) собственность на весь объем предложения какого-либо ресурса;

4) преимущества низких издержек крупного производства.

Следует отметить, что фактически все монополии могут считаться открыты­ми. Легальные барьеры, которые защищают закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом. Преимущества в издержках естественных монополий могут быть сведены на нет изменениями в технологии. Все монополии подвержены ударам со стороны товаров-субсти­тутов, какой бы уникальной ни была их продукция. Одной из характерных черт чистой монополии являет­ся наличие существенных барьеров в виде экономии, обу­словленной ростом масштабов производства или издержек, имеющимися легальными барьерами типа капиталов, ли­цензий. При этом определяющей может выступить собственность на важнейшие виды сырья, а иногда и нечестная конкурен­ция.

В экономической жизни монополия выступает как крупное предприятие или объединение, союз крупных предприятий, которые производят большую часть продук­ции данной отрасли и обладают определенными экономиче­скими преимуществами.

В процессе монополизации проявляются две основные тенденции:

1) появление крупных предприятий или фирм на осно­ве концентрации производства и их доминирующего поло­жения в отрасли;

2) образование монополистических союзов или дос­тижение соглашений ряда крупных фирм.

Возможность таких союзов возрастает вслед за уменьшением числа хозяйствующих субъектов отрасли. Необходимость монополистического союза вытекает из идеи координации деятельности для уменьшения издержек конкурентной борьбы.

Выделяются низшие и высшие формы монополисти­ческих союзов. Низшие - временные союзы или соглашения, которые достигаются для реализации конкретного про­екта (пулы, ринги, корнеры и т.д.).

Высшие же формы монополий или монополистиче­ских союзов - это картель, синдикат, трест и концерн.

Картель - это объединение (союз) ряда предприятий одной отрасли, участники которого сохраняют свою само­стоятельность производственной и сбытовой деятельности, но договариваются об объеме производства, ценах, делят рынки сбыта продукции.

Синдикат - объединение ряда предприятий одной отрасли производства, участники которого теряют коммер­ческую, сбытовую самостоятельность, обеспечивая совме­стную реализацию продукции, закупки исходного сырья и т.д.

Трест - объединение собственности и управления ря­да предприятий при полной ликвидации их самостоятель­ности. В этом случае формируется корпоративная собствен­ность, что позволяет монополизировать источники сырья, перевозку производства и др.

Концерн -объединение предприятий разных отраслей экономики, включая промышленные предприятия, банки, транспортные и торговые компании. В настоящее время основной формой монополии является концерн. Концерн - это наиболее устойчи­вая форма организации экономической деятельности.

В США 500 крупнейших корпораций обрабатываю­щей промышленности составляют всего 0,16% общего числа компаний в этих отраслях. Однако, например, в начале 90-х гг. на их долю приходилось 60% всех занятых в промышленности, до 70% всей промышленной продукции. В Англии на долю 200 монополистических объедине­ний приходилось 65% промышленного производства. Во Франции 1% промышленных предприятий с чис­лом занятых от 1000 человек и более выпускает 63% всей промышленной продукции, на них занято 57% рабочей си­лы.

Монополизм -это такой тип экономических отноше­ний, когда хозяйствующий субъект навязывает контраген­там выгодные для себя действия, "эксплуатируя" в своих ин­тересах рыночный спрос через получение высоких прибылей.

Формами проявления монополизма выступают: взвин­чивание цен и сокращение производства, уменьшение вни­мания к издержкам производства, рост зарплаты и премий на предприятиях-монополистах, рост рентабельности и сокращение расходов на рекламу, упрощение маркетинга, снижение качества продукции.

Для определения доминирующего положения монопо­лии на рынке используют разные показатели:

В 1934 г. А. Лернер предложил способ количественного измерения монопольной власти путем определения величины, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Показатель монопольной власти или так называемый индекс степени монополизации А. Лернера (L) рассчитывается по формуле:

L = (P – MC) / P,

где Р – монопольная цена; МС – предельные издержки.

Численное значение коэффициента Лернера находится между 0 и 1. Чем больше коэффициент L, тем больше монопольная власть исследуемого субъекта. Если предельные издержки (МС) равны цене (Р), то индекс Лернера равен нулю (L=0), что означает отсутствие монополии и наличие свободной конкуренции.

Широкое распространение для определения степени монополии данной фирмы на рынке получил индекс Харфиндела-Хиршмана (UХХ), который определяется по формуле:

,

где х – доля i–той фирмы на рынке (в %),i=1,2,3…n– общее число фирм.

Индекс представляет собой сумму квадратов удельных весов предприятий, действующих на рынке. Согласно индексу Харфиндела-Хиршмана, безопас­ным с точки зрения монополизации является рынок, со­стоящий из 10 и более конкурирующих фирм. Доля крупнейших из них не должна превышать 31% общего объема продаж соответствующей продукции, двух - 44%, трех -54%, четырех - 64%.

Следует отметить, что процесс монополизации не ис­ключает конкуренцию вообще. Существует конкуренция внутри самих " экономических монополий" за цены, квоты, контрольный пакет; между монополиями; между монополи­ями и аутсайдерами. А это дополняется конкурентной борь­бой в "свободном секторе" экономики. Монополии разных отраслей национальной экономики борются за источники сырья, за "доллар покупателя" и т.д. В ход идет монополи­зация научно-технической информации (патенты, кредиты и т.д.). Используется реклама, а также лобби в парламенте и правительстве.

Фирма обладает монопольной властью, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количест­во, которое она готова продать. Ограничивая объем продаж, фирма устанавливает более высокую цену на свою продук­цию и получает экономическую прибыль. Обладание моно­польной или рыночной властью означает, что кривая спроса на продукцию монополии имеет отрицательный наклон.

Существуют три следствия нисходящей кривой спроса монополии:

1) цена, в отличие от совершенной конкуренции, превы­шает предельный доход. В этом случае фирма являет­ся простым монополистом и может продать дополнитель­ную единицу продукции только при условии пониже­ния цены. При этом понижение цены касается не только последней единицы продукции, но и всех предыдущих. Следовательно, предельный доход будет ниже цены;

2) в связи с тем, что кривая спроса выражает зависи­мость между ценой и объемом выпуска, монополист од­новременно выбирает оба эти параметра;

3) максимизирующий прибыль монополист остановится на объеме выпуска и цене, соответствующих эластично­му отрезку кривой спроса (рис. 7.1.).

Рис. 7.1. Эластичный и неэластичный отрезки кривой спроса монополии

На рис. 7.1. видно, что отрезок I кривой спроса мо­нополии Dявляется эластич­ным, так как при уменьшении цены любая дополнительная единица продукции, соответст­вующая данному отрезку, увеличивает совокупный доход (TR). Предельный доход (MR) здесь является положитель­ным. При понижении цены, соответствующей неэластичному отрезкуII, прирост совокупного дохода уменьшается, а предельный доход становится отрицательным. Очевидно, что монополист не станет снижать цену на неэластичном отрез­ке, так как это невыгодно.

Подобно совершенной конкуренции монополист в краткосрочном периодемаксимизирует прибыль или миними­зируетубытки, выпуская количество продукции, которое соответст­вующее правилу МR=МС. Однако особенностью монополии является установление более высокой цены (рис. 7.2.). На рис. 7.2. видно, что монополист в соот­ветствии с правилом МR=МС будет выпус­кать объем продукции, соответствующий точке К.Цена определяется спросом на продукцию и равна Р1Прямоуголь­ник OP1MK характери­зует величину совокуп­ного дохода, ОСТКвеличину совокупных издержек, площадь за­штрихованной фигуры — величину экономической прибыли.

Рис. 7.2. Максимизация прибыли фирмой-монополистом

В краткосрочном периоде фирма-монополист может тер­петь убытки, так как совокупный доход меньше совокупных издержек, а кривая АТС расположена выше цены (совокупного дохода). До тех пор пока возмещаются переменные издержки, фирме следует продолжать производ­ство. При невозможности компенсации переменных затрат фирме следует остановить выпуск продукции.

В долгосрочном периодемаксимизирующий прибыль мо­нополист расширяет свое производство до тех пор, пока не выпускает количество продукции, соответствующее равенст­ву предельного дохода и долгосрочных предельных издержек:

MR = LRMC.

Долгосрочная равновесная цена будет определяться со­ответствующей точкой на кривой спроса. В условиях дол­госрочного равновесия фирма-монополист не может терпеть убытки, так как в противном случае она уйдет с рынка. Долгосрочное равновесие не обязательно устанавливается в точке минимума долгосрочных средних общих издержек. Цена, максимизирующая долгосрочную прибыль фирмы-мо­нополиста, будет ниже, чем цена, максимизирующая ее крат­косрочную прибыль. Дело в том, что монополист одновре­менно выбирает и цену, и объем выпуска. При увеличении объема производства, даже при более низ­кой цене, с учетом эластичности спроса, величина прибыли будет больше.

Рассматриваемая нами модель монополии построена на допущении, что все единицы продукции за конкретный пе­риод времени продаются всем покупателям по одной и той же цене. Однако при определенных условиях разным груп­пам потребителей могут назначаться разные цены. Такая практика, присущая естественным монополиям, называет­ся ценовой дискриминацией.

Для возможности осуществления ценовой дискримина­ции рынок должен отвечать двум условиям:

Разделив покупателей на группы, фирма-монополист ус­танавливает более высокую цену тем покупателям, спрос которых неэластичен, и более низкую цену покупателям с эластичным спросом. Так, электростанция назначает раз­ные цены на электроэнергию для промышленных предпри­ятий и населения. Могут быть установлены разные цены на входные билеты в кинотеатр для детей и взрослых. Сущест­вуют дифференцированные тарифы на телефонные разгово­ры в зависимости от времени суток и т.п. В результате цено­вой дискриминации монополист увеличивает доход и при­быль, а также объем выпуска.

Оценим эффективность монополии с точки зрения об­щества: