logo search
ОЭТ

Потребление и сбережение. Предельная и средняя склонность к потреблению и сбережению. Парадокс бережливости.

Важнейшим агрегированным показателем наряду с совокупным спросом и совокупным предложением является совокупное потребление.

Потребление - главная составляющая совокупных расходов. источником потребления является располагаемый доход.

Оставшаяся часть дохода идет на сбережения.

Сбережения - это та часть дохода, которая не потребляется.

Психологический закон Дж. Кейнса: с ростом дохода люди склонны увеличивать свое потребление, но в меньшей мере, чем растет доход.

В этой связи используются следующие показатели:

Средняя склонность к потреблению (ARC) определяется как отношение потребляемой части НД (С) ко всему НД (Y):

Предельная склонность к потреблению (MRC) определяется как изменение потребления (∆С) к вызываемому им изменению дохода (∆Y):

Сбережения – это доход после уплаты налогов, неизрасходованный на приобретение потребительских товаров.

Средняя склонность к сбережению (ARS) определяется как отношение сберегаемой части дохода (S) ко всему доходу (Y):

Предельная склонность к сбережению (MRS) определяется как отношение изменения в сбережениях (∆S) к тому изменению в доходе, которое его вызвало (∆Y):

Между предельной склонностью к сбережению (MPS) и предельной склонностью к потреблению существует обратная зависимость: MPS = 1 - MPC.

Не связанные с доходом факторы потребления и сбережений - все факторы, помимо объема ВВП, влияющие на объем потребительских расходов и сбережений:

1 - богатство: обладание реальными и финансовыми активами;

2 - ожидания домохозяйств относительно будущих цен, денежных доходов и доступности товаров;

3 - задолженность потребителей;

4 - уровень налогообложения.

При исследовании сбережения и инвертирований в экономической литературе сло­жилось два подхода:

Классический подход. Длительное время одним из фундаментальных принципов экономической теории являлось положение о том, что чем большая часть дохода используется на сбережение, тем выше темпы экономического роста страны, тем быстрее увеличивается национальный доход и повышается уровень жизни населе­ния. Представители классической экономической теории обосновывали это поло­жение тем, что низкая склонность к сбережению сужает ресурсные возможности инвестирования, в результате снижаются темпы развития производства, замедля­ется общественный прогресс.

Бережливость за счет немедленного потребления расширяет экономическое поле для инвестирования путем приобретения капитальных благ или передачи части сво­их сбереженных доходов другим для использования на расширение производства. Отсюда делается вывод, что бережливость как источник увеличения богатства стра­ны, необходимо поддерживать и всячески стимулировать.

Кейнсианский подход. Изучая процессы сбережения и инвестирования, Дж. Кейнс пришел к выводу, что традиционный подход, основным принципом которого является повышение склонности к сбережению и увеличение за счет этого нормы: инвестиций, для стран, достигших высокой стадии экономического развития, не применим.

В развитых странах с ростом доходов разрыв между сбережениями и инвестициями постоянно нарастает, стремление сберегать обгоняет стремление инвестировать. По мнению Дж. Кейнса, это обусловлено тем, что во-первых, по мере накопления капитала предельная эффективность его функционирования снижается, в результате ослабляются побудительные мотивы к инвестированию. Во-вторых, в индустриаль­но развитых странах доходы постоянно увеличиваются. Это приводит к тому, что население начинает сберегать больше, чем планируют израсходовать инвесторы. Не­достаточный совокупный спрос приводит к сокращению производства и росту безра­ботицы. Это явление подробно проанализировал П. Хейне.

«Парадокс бережливости». Чтобы установить, почему сбережения как благое намерение превращаются в свою противоположность, необходимо обратиться к инвестициям.

Автономные инвестиции, не связанных с ростом национального дохода, осуще­ствляются в виде первичных вложений, которые приводят к повышению деловой ак­тивности, росту занятости, к инвестиционным расходам различных групп предприни­мателей. Такие инвестиции принято называть производными или индуцированными. Их осуществление определяется устойчивым увеличением спроса на блага.

Производные инвестиции как дополнение к автономным ускоряют темпы эко­номического роста, в результате эффект мультипликатора усиливается. Это усиле­ние осуществляется по принципу акселерации, когда спрос на инвестиции вызыва­ется ростом продаж и дохода.

Вместе с тем, при неполной занятости повышение склонности к сбережению неизбежно ведет к снижению склонности к потреблению. В итоге возникает так называемый «парадокс бережливости»: чем больше люди сберегают, тем меньше величина равновесного дохода. Этот вывод непосредственно связан с мультипли­катором, величина которого обратно пропорциональна предельной склонности к сбережению.