logo search
gotovye_gosy

2. Особенности оценки тс

Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. В состав транспортных средств входят механические транспортные средства, прицепы, мопеды, велосипеды с подвесным двигателем, мотоциклы и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Транспортные средства имеют следующие цели оценки стоимости:

1. определение стоимости для целей оформления залога

2. определение стоимости для целей страхования, а также оценка ущерба от страхового случая, связанного с эксплуатацией, перевозкой объекта

3. определение рыночной стоимости с целью продажи объекта, вызванной теми или иными причинами

4. определение рыночной стоимости с целью передачи объекта в аренду или лизинг

5. оценка при таможенном контроле

6. оценка с целью утилизации объекта.

Как известно, в теории оценки сформировались четыре направления: оценка недвижимости; оценка бизнеса; оценка машин, оборудования и транспортных средств; оценка нематериальных активов. Все эти направления опираются на единый методологический фундамент понимания категорий рыночной стоимости, цены и издержек, принципов рыночных и финансово-кредитных отношений с использованием сложных процентов. Тем не менее, каждое из направлений теории оценки имеет свои специфические особенности. Методика оценки машин, оборудования и транспортных средств тесно связана с методиками перечисленных выше направлений, но в то же время существенно от них отличается. Отметим основные отличия между этими методиками.

1. Совершенно разный характер объектов оценки. Стоимость недвижимости, т.е. таких объектов имущества, которые непосредственно связаны с землёй, находится под влиянием факторов, вытекающих из этой "земельной зависимости" (география, местоположение, окружающая инфраструктура, ценность земельного участка и ближайших угодий). Что касается транспортных средств, то это имущество движимое, и для них при оценке земельный или территориальный фактор практически роли не играет, но в то же время приобретает значение другой круг факторов (техническое совершенство, надёжность и качество, степень изношенности, моральное старение, брэнд изготовителя).

2. При оценке транспортных средств большую остроту имеет проблема идентификации объектов оценки. Задача идентификации таких объектов значительно сложнее, чем при оценке объектов недвижимости. Для недвижимости достаточно определить её местоположение, тогда как при идентификации транспортного средства нужно указать марку машины и характеристики всех механизмов, что её составляют. [7, с.11]

3. При оценке машин и оборудования исключительно важную роль играет фактор износа. Земля, как известно, не подвержена износу, здания изнашиваются, но очень медленно. Что касается транспортных средств, то их износ происходит весьма интенсивно. В большинстве случаев оценщику приходится иметь дело с техникой, имеющей ту или иную степень износа, причём как физического, так и морального.

4. На стоимость машин, оборудования и транспортных средств могут оказывать влияние такие нематериальные активы, как товарный знак, изобретение, ноу-хау, в то же время как при оценке недвижимости эти элементы роли не играют.

5. Рынок машин, оборудования и транспортных средств очень структурирован. Для многих видов транспортных средств массового применения характерен олигополистический рынок. В то же время рынок специальной и уникальной техники в основном монополистический.

6. Рынок транспортных средств весьма подвижен в сравнении с рынком недвижимости. Это вызвано систематическим обновлением ассортимента продукции промышленно-технического назначения и появлением новых образцов взамен морально устаревших.

7. Если недвижимость создаётся отраслью капитального строительства, то транспортные средства – продукты отраслей машиностроения. Отраслевые факторы (производственные и операционные технологии, организация производства, серийность выпуска, применяемые материалы, применяемые стандарты и технические требования к продукции, кооперированные связи между предприятиями) существенно отражаются на себестоимости, а, следовательно, и на ценах объектов.

8. В связи с тем, что изготовитель оборудования, как правило, стремится реализовать его на возможно большем числе рынков сбыта в разных регионах, произведённые им маркетинговые и рекламные затраты могут существенно отразиться на цене единицы оборудования. [7, с.13]

9. При оценке машин, оборудования и транспортных средств следует также учитывать зависимость стоимости объекта от стадии жизненного цикла, на котором он находится.