logo
gotovye_gosy

5. Особенности оценки нематериальных активов.

Согласно МСФО 2006, НМА – это идентифицируемый неденежный актив, не имеющий физической формы. НМА это активы предприятия, удовлетворяющие следующим критериям: 1) отсутствие материально-вещественной (физической) структуры; 2) длительность использования (неоднократность); 3) способность приносить своему владельцу действительный или потенциальный экономический доход. НМА можно разбить на 4 категории: 1) ОИС; 2) имущественные права (право аренды земли; право пользования имуществом; право природопользования) и др; 3) отложенные расходы (расходы на создание предприятия); 4) гудвилл – это НМА состоящий из активов которые приносят доход и которые невозможно идентифицировать и реализовать отдельно от предприятия. Особенность нематериальной собственности состоит в том, что она не имеет материальной формы. Эта собственность обеспечивает ее владельцам некоторые права и привилегии и, как правило, создает прибыль. Существует сложность в определении стоимостных затрат на ее создание, а также доходов от ее использования, следовательно, сложно получить результаты оценки интеллектуальной собственности. Если мы возьмем для примера любой известный бренд, который формировался десятилетия, нам сложно будет оценить затраты на создание определенного патенты и доходы от его использования (трудность в использовании затратного и доходного подхода). Следующая особенность – каждое изобретение имеет ограниченный срок действия. При оценке НМА целесообразнее применять доходный подход (метод ДДП – для нестабильных денежных потоков).