logo search
IEU

3. Особенности экономической мысли стран Древнего Востока.

Экономическая жизнь древневосточных обществ имеет практически полностью

натурально-хозяйственную основу и регулируется «снизу» унаследованной еще от

первобытных времен «традиций, «сверху» - государственной регламентацией, еще

во многом основанной на той же традиции.

Памятники экономической мысли Д.В. – это как правило своды, законов и

сочинения по искусству. Государственного управления, экономическое знание

носит догматический, априорный характер. Периодичное повторение одних и тех

же экономических ситуаций создавало возможность для успешного ведения

хозяйства путем простого копирования удачного опыта прежних лет.

Одним из первых дошедших до нас политиков экономической мысли является

«Поучение гераклеопольского царя своему сыну». Автор «Поучения» обращает

внимание на необходимость эффективного функционирования аппарата

управления, которое состоит между фараоном и населением. В сплоченности этого

слоя, автор видит залог успешного царствования.

Огромную роль в истории сыграли докапиталистического Китая сыграло

Конфуцианство. Свой социальный идеал Конфуций видел не в будущем, а в прошлом

страны. Он защищал интересы родовой знати, позиции которой сильно пошатнулись

в целях стабилизации социально-экономического строя тогдашнего Китая.

Конфуций предложил программу тотального совершенствования человека. В 4 – 3

веке до н.э. у конфуцианских идеологов появилась оппоненты – пегисты.

Особое место в истории древнекитайской идеологии занимает даосизм.

Основоположник – Дао-цзы считал, что возврат к естественному состоянию

приводит к управлению имущества. Социальная утопия даосов содержала элементы

реакционности. Она по-своему отражал проходит народных масс, когда достижение

цивилизации служили средствами их эксплуатации. Эти и многие другие идеи были

присущи экономической жизни Древнего Востока.