logo
IEU

14 Экономическая теория к. Маркса

Одним из крупнейших по своему влиянию на общественную мысль философов и экономистов XIX в. был Карл Маркс Он был юристом по образованию, журналистом и профессиональным революционером по роду деятельности. Предметом изучения в экономической теории Маркса, как и у всех представителей классической политэкономии, была сфера производства. Маркс придавал ей настолько первостепенное значение, что все экономические отношения называл производственными. В основу метода была положена его философская теория исторического материализма. Материалистический подход Маркса к общественным отношениям заключался в следующем. Определенную совокупность общественных отношений Маркс называет «общественной формацией». «Базисом» этих общественных отношений он считает экономику, которая, в свою очередь, определяется уровнем развития техники («производительных сил»). Все общественные отношения, не относящиеся к экономическим (политические, культурные и т.д.), являются «надстройкой» над «базисом». Таким образом, техника («производительные силы») определяет характер экономики («производственных отношений»), а экономика — характер всех остальных общественных отношений. В то же время в отличие от других представителей классической политэкономии, считавших определенные общественные (и экономические) отношения «естественными» (капиталистические, мелкотоварные или социалистические), Маркс использовал исторический подход, доказывая, что общественные формации закономерно сменяют друг друга революционным путем. Правда, подспудно идея «естественности» у него все же присутствует, так как коммунистическая формация является в его схеме последней и окончательной. Свою теорию общественных формаций Маркс использовал для доказательства исторически преходящего характера капиталистической экономики, которая, по его мнению, должна будет неизбежно заменена социалистической экономикой.

15 Утопический социализма – теория и учения о коренных преобразованиях общества

на социальных началах.

Томас Мор в своей книге «Утопия» (1516) отразил разорение и бедственное

положение огромной массы населения Англии в связи с первоначальным

накоплением. Он пришел к важному выводу о том, что «там, где царит частная

собственность, все богатства попадают в руки немногих». Но вместе с тем Т.Мор

относил социальные бедствия за счет денег. Вымышленную страну «Утопию» Мор

характеризовал наличием общественной собственности, всеобщностью труда,

отсутствием противоположности между городом и деревней, регулированием

производства, ограничением трудового дня шестью часами, ликвидацией денег.

Поздние социалисты утописты отказываются признавать капитализм естественным и

вечным строем и выдвигают тезис о закономерной смене его новым общественным

строем, где на смену антагонизма и конкуренции людей придет сотрудничество.

Это смена произойдет мирным путем развития общества индустриалов, в котором

будет ликвидирована политическая и экономическая власть феодалов и

паразитическая буржуа собственников, хотя сохранится частная собственность.

Они склоняются к защите интересов рабочего класса. Доходы собственников он

считала паразитическими, а доходы индустриалов – трудовыми.

Они соединяют доходы первых ренту и ссудный капитал, а в доходах вторых –

предпринимательский барышь и зарплату. Т.о. не видят классовые

противоположности между буржуазией и пролиториатом.