logo search
финансовое мои ответы

Валютный контроль и валютное регулирование

Принципы действующей системы валютного регулирования и валютного контроля существуют в России уже более 15 лет. Они были установлены Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". С вступлением в силу указанного Закона в валютном законодательстве произошли существенные изменения. Некоторые положения Закона о валютном контроле стали применяться с 1 июня 2005 г., иные с 1 января 2007 г., не говоря уже о положениях, которые прекратили действовать с 1 января 2007 г.

Рассматривая правовое регулирование валютного контроля, следует остановиться, прежде всего, на содержании самих понятий "валютный контроль" и "валютное регулирование". В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона о валютном контроле и валютном регулировании его целью является установление правовых основ и принципов валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочий органов валютного регулирования, а также прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, прав и обязанностей нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, прав и обязанностей органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля). То есть в самом общем виде под валютным регулированием следует понимать систему мер, которые осуществляются уполномоченными органами государственной власти направлены на регулирование порядка владения, пользования и, очевидно, в первую очередь - порядка распоряжения валютными ценностями, валютой и т.д. Рассмотрим подробнее понятие "валютные ценности". К последним рассматриваемый Закон относит иностранную валюту (денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах) и внешние ценные бумаги (ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам). Законодатель уточнил перечень видов имущества, признаваемых валютными ценностями.

Валюта Российской Федерации также не включена в перечень валютных ценностей. В отличие от иностранной валюты она не всегда выступает в качестве объекта валютных отношений. Она становится предметом валютно-правового регулирования, когда соответствующие правоотношения осложнены иностранным элементом (например, субъектом правоотношений является нерезидент).

Статья 140 Гражданского кодекса РФ допускает применение в качестве средства платежа иностранной валюты, случаи и порядок использования которой определяются федеральным законом. В данном случае Закон о валютном регулировании и валютном контроле выступает как специальный Федеральный закон, предметом регулирования которого является, в частности, определение случаев и порядка использования иностранной валюты.

Правовое регулирование порядка расчетов в иностранной валюте подчиняется принципам валютного регулирования, установленным рассматриваемым Законом. В зависимости от режима международного использования все валюты подразделяются на:

- свободно конвертируемые - валюты стран, в законодательстве которых отсутствуют какие-либо ограничения на их обращение и которые могут свободно обмениваться на другие иностранные валюты;

- частично конвертируемые - валюты стран, в которых сохраняются различные валютные ограничения (особенно для резидентов) в отношении определенного круга валютных операций;

- неконвертируемые, замкнутые - валюты стран, которые обращаются только в пределах своей страны и не обмениваются на иностранные валюты;

- клиринговые - валюты, согласованные участниками безналичных расчетов на основе взаимного зачета встречных требований и обязательств. В этом случае для ведения международных расчетов государства открывают друг другу счета в какой-либо денежной единице. В рамках клиринговых соглашений предусматривается строгое уравнивание взаимного товарооборота по стоимости;

- международные валюты - используются в международных расчетах и устанавливаются на уровне межправительственных соглашений стран - участников расчетных операций (например, специальные права заимствования евро - в рамках интеграции валютных систем Европы).

Однако вернемся к рассмотрению системы валютного контроля и валютного регулирования в целом. Основу валютного регулирования составляет не только рассматриваемый Закон, но и указанная в нем система органов, которые, собственно, и осуществляют валютное регулирование. К органам валютного регулирования ст. 5 Закона о валютном контроле и валютном регулировании относит Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Рассматриваемая статья предоставляет Правительству и Центральному банку России право на издание нормативных актов, которые также образуют систему валютного регулирования. Так, среди актов, изданных Правительством Российской Федерации, следует указать Постановление Правительства РФ от 12 марта 2008 г. N 166 "О проведении валютных операций Федеральной службой безопасности Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. N 803 "О проведении валютных операций Федеральным казначейством"; Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 856 "О проведении валютных операций Министерством иностранных дел Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2006 г. N 203 "О проведении валютных операций Министерством обороны Российской Федерации"; Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2004 г. N 813 "О проведении валютных операций Службой внешней разведки Российской Федерации".

Как указывает рассматриваемая статья, Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям. Здесь следует указать на Указание Центрального банка от 12 ноября 2009 г. N 2332-У "О Перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации"; Указание от 10 декабря 2007 г. N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж"; Инструкцию от 15 июня 2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок"; Положение от 1 июня 2004 г. N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций"; Указание от 16 января 2004 г. N 1375-У "О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации".

Анализируя рассмотренные статьи Закона о валютном регулировании, можно сделать вывод о том, что валютное регулирование состоит в установлении порядка осуществления валютных операций на территории Российской Федерации со стороны компетентных органов, каковыми являются Правительство и Центральный банк Российской Федерации. Нормотворческие функции Центрального банка России определены также Федеральным законом N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации". Следует отметить, что Конституционный Суд России неоднократно обращался к вопросу о нормотворческих полномочиях Банка России. В Определении от 14 декабря 2000 г. N 268-О Конституционный Суд указал, что статус Банка России установлен Конституцией РФ, в ст. 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (ч. 1) и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2); эти полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения; Конституционный Суд также пришел к выводу, что нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования. Данное решение, как отмечено в Определении Конституционного Суда от 10 октября 2002 г. N 260-О, сохраняет свою силу и согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" является обязательным на всей территории России для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Таково общее содержание валютного регулирования в Российской Федерации. Однако, как правило, регулирование не может быть эффективным без наличия действенной системы контроля за соблюдением норм, установленных в актах, принимаемых указанными органами.

Однако на практике не менее важным является валютный контроль, призванный обеспечивать исполнение требований валютного законодательства. Примечательно, что рассматриваемый Закон о валютном контроле и валютном регулировании дает некоторые нормотворческие права и органам валютного контроля. Так, ст. 4 Закона предусматривает, что органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования. Также предусматривается, что акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.

К органам валютного контроля ст. 22 Закона причисляет Центральный банк России, а также федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации. В числе последних следует в первую очередь указать Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), действующую на основе Постановления Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора", Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. N 198 "Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора". Следует обратить внимание, что само Правительство Российской Федерации хотя и осуществляет валютный контроль, но не является органом валютного контроля. В то же время Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля и органов валютного контроля с Банком России. Полномочия по осуществлению валютного контроля принадлежат Правительству РФ на основании ст. 15 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 "О Правительстве Российской Федерации".

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Кроме федерального органа, осуществляющего валютный контроль, Закон выделяет также агентов валютного контроля. К последним относятся:

- уполномоченные банки, подотчетные Банку России. Последние при совершении валютных операций со своими клиентами выступают не только как гражданско-правовые субъекты, но и как субъекты, наделенные властными полномочиями. То есть банк является агентом валютного контроля и осуществляет контроль за валютными операциями своих клиентов. Следовательно, для перевода иностранной валюты на счет третьего лица, например, клиент вступает со своим банком одновременно в гражданские и публичные правоотношения. Банк как агент валютного контроля потребует у своего клиента представления определенных Законом документов и информации и только при наличии необходимых документов и информации исполнит поручение на перевод денежных средств в иностранной валюте. В противном случае банк должен отказать клиенту в исполнении его поручения на перевод денежных средств. При этом в случае отказа в исполнении поручения по причине непредставления соответствующего документа банк не связан нормой ст. 849 ГК РФ, устанавливающей его обязанность по перечислению денежных средств не позже дня, следующего за днем поступления в банк платежного поручения, и, соответственно, к банку неприменима ответственность, установленная ст. 866 ГК РФ за неправомерное удержание средств и неисполнение поручения клиента.

Следует напомнить, что согласно Федеральному закону от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" к профессиональным участникам рынка ценных бумаг отнесены брокеры, дилеры, управляющие, клиринговые организации, депозитарии, держатели реестра (регистраторы), организаторы торговли на рынке ценных бумаг. В то же время высказывается мнение, что такое наделение хозяйствующих субъектов несвойственными им функциями по государственному контролю представляется весьма спорным, в частности потому, что ограничения на операции с ценными бумагами, устанавливаемые Законом, распространяются и на самих участников рынка ценных бумаг. Следовательно, они вынуждены будут осуществлять контрольные функции по отношению к самим себе:

- государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)";

- не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные Федеральной службе по финансовым рынкам;

- Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы;

- территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;

- территориальные органы Федеральной налоговой службы России в пределах компетенции налоговых органов. Налоговые органы, осуществляющие в соответствии с настоящим Федеральным законом предварительную регистрацию, в пределах своей компетенции обязаны рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации, требуемой в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимать решение о предварительной регистрации либо об отказе в предварительной регистрации.

Следует подчеркнуть, что агенты валютного контроля вправе требовать представления исключительно тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки имеют право отказать в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом документов, требуемых на основании п. п. 2, 4 ст. 23 Закона о валютном регулировании и валютном контроле и настоящей части, либо представления им недостоверных документов.

Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны: