Тема 21. Рыночная власть: монополия
1. Виды монополии. Монополия – самая крайняя, самая жесткая форма несовершенной конкуренции, предусматривающая контроль рыночной цены со стороны одной фирмы. Такой контроль может возникнуть вследствие как объективных, так и искусственных причин.
Так, наличие единственного месторождения полезных ископаемых или иного экономического ресурса приводит к возникновению сырьевой монополии.
Государственное регулирование спроса на некоторые товары и услуги (оружие, наркотики, алкоголь, табак и др.) порождают административную монополию.
При нецелесообразности для общества конкуренции, когда производство продукции, услуг силами одной фирмы обходится дешевле, чем нескольких (например, деятельность коммунальных служб по обеспечению населения водопроводом, газоснабжением, освещением и т. д.). В этом случае возникает естественная монополия.
Важным признаком любой монополии является наличие сверхдохода в форме монополистической прибыли. Чтобы ее присвоить, фирмы стремятся создавать специальные условия. Как результат, наряду с объективно существующими монополиями возникают искусственные.
2. Максимизация прибыли монополией. Власть монополии тем выше, чем ниже эластичность спроса на ее товар. Именно эту ситуацию и стремится использовать монополист на рынке, а при ее отсутствии – создать искусственно.
Для монополиста ситуация «нулевой» прибыли – (MC = MR = P) неприемлема.
В отличие от совершенного конкурента он контролирует не один параметр (объем производства), а два (плюс цену). Выбирая комбинацию «цена – количество», монополист стремится получить максимальную разницу между валовыми доходами и валовыми издержками. Сначала он оптимизирует количество, сокращая его до уровня, соответствующего MC = MR, а затем ищет приемлемую цену на кривой спроса. (рис. 21.1).
Рис. 21.1. Максимизация прибыли монополией
PCK – цена совершенной конкуренции; PM – цена монополии; QCR – объем производства при совершенной конкуренции; QM – объем производства при монополии.
Следовательно, формула максимизации прибыли:
МС=VR<P, (21.1)
где МС – предельные издержки; MR – предельный доход; P – цена.
3. Ценовая дискриминация и ее виды. Расширяя объем продаж с целью увеличения прибыли, монополия вынуждена снижать цены. В результате часть покупателей, ранее платившая за товар более высокую цену, снижает расходы. Чтобы не потерять деньги этой группы покупателей, монополия применяет ценовую дискриминацию.
Ценовая дискриминация – это продажа одинаковой продукции различным покупателям по разным ценам.
Сегментация рынка напрямую связана с неоднородной эластичностью спроса со стороны покупателей, поэтому чем выше умение монополиста различать группы покупателей с различной эластичностью спроса и чем надежнее способ разграничения рынка на секторы, тем больший доход можно получить (рис. 21.2):
Рис. 21.2. Разделение единого рынка монополией
а) неразделенный рынок;
б) «дорогой» рынок с неэластичным спросом;
в) «дешевый» рынок с эластичным спросом; D – кривая спроса.
График показывает, что суммарная выручка на «дорогом» и «дешевом» секторах рынка значительно превышает ее на неразделенном рынке.
Если графики совместить, то можно определить, как монополия изменяет кривую спроса на свою продукцию в результате сегментации рынка (рис 21.3).
Рис. 21.3. Кривая спроса на продукцию монополии
R – линия разделения рынка; D1E – отрезок кривой спроса на «дорогом» рынке; ED2 – отрезок кривой спроса на «дешевом» рынке.
Таким образом, монополист продает богатым дороже, бедным – дешевле, но в любом случае с максимальной доходностью для себя.
4. Ущерб , наносимый монополией. Сравнение поведения на рынке монополиста с поведением совершенного конкурента показывает, что он ведет себя менее эффективно, так как: а) цена, устанавливаемая монополией, всегда выше цены совершенной конкуренции; б) максимизируя прибыль, монополист не кривой спроса на «дешевом» рынке. достигает минимума издержек, а останавливается на более высоком уровне: его интересуют не издержки, а максимальный разрыв между ними и доходом.
Рис. 21.4. Ущерб, наносимый обществу монополией
QM – объем производства при монополии.
Названные недостатки являются прямым следствием отсутствия конкуренции при монополии. Монополист, помимо сказанного, наносит ущерб покупателям.
Из рис. 21.4 видно, что монополист, установив монопольную цену PM (цена совершенного конкурента PCK), отсекает от покупателя потребительский излишек на отрезке спроса Е1 – Е2, но и сам не может им воспользоваться.
- Тема 2. Потребности как основной мотив деятельности людей
- Тема 3. Ресурсы хозяйственной деятельности
- Тема 4. Экономический выбор и границы производственных возможностей
- 4. Понятие альтернативной стоимости.
- Тема 5. Экономические отношения между людьми
- Тема 6. Виды и модели экономических систем
- Тема 7. Эволюция идей в теоретической экономической науке
- Тема 8. Предмет экономической теории. Методы исследования и анализа экономических процессов
- Тема 9. Рынок как экономическая категория
- Тема 10. Спрос и предложение
- Тема 11. Поведение продавцов и покупателей на рынке
- Тема 12. Потребительские предпочтения на рынке и закон убывающей предельной полезности
- 2. Сущность потребительского выбора на рынке.
- Тема 13. Реакция потребителя на изменение его дохода и цены приобретения благ
- Тема 14. Эластичность спроса и предложения
- Тема 15. Закон убывающей предельной производительности
- Тема 16. Изокванта и изокоста. Равновесие производителя. Эффект масштаба
- Тема 17. Организация предпринимательской деятельности. Фирма
- Тема 18. Издержки производства: их виды, динамика
- 5. Предельная фирма.
- Тема 19. Выручка и прибыль
- Тема 20. Принципы максимизации прибыли
- Тема 21. Рыночная власть: монополия
- Тема 22. Рыночная власть: монополистическая конкуренция (полиполия)
- Тема 24. Антимонопольное регулирование рынка
- Тема 25. Спрос на факторы производства
- Тема 26. Рынок труда
- Тема 27. Заработная плата и занятость
- Тема 28. Рынок капитала
- Тема 29. Процентная ставка и инвестиции
- Тема 30. Рынок земли
- 2. Спрос и предложение на фактор «земля».
- Тема 31. Земельная рента
- Тема 32. Общее равновесие и благосостояние
- Тема 33. Распределение доходов и неравенство
- Тема 34. Внешние эффекты и общественные блага
- Тема 35. Национальная экономика как целое
- Тема 36. Кругооборот доходов и продуктов
- Тема 37. Валовой национальный продукт и способы его измерения
- Тема 38. Национальный доход
- Тема 39. Располагаемый личный доход
- Тема 40. Индексы цен
- Тема 41. Безработица и ее формы
- Тема 42. Инфляция и ее виды
- Тема 43. Цикличность экономического развития
- 1. Понятие цикличности.
- Тема 44. Макроэкономическое равновесие в народном хозяйстве
- Тема 45. Совокупный спрос и совокупное предложение
- 45.1.Кривая совокупного спроса
- Тема 46. Стабилизационная политика
- Тема 47. Потребление и сбережения
- Тема 48. Функциональная роль инвестиций в экономике
- Тема 49. Теория мультипликатора
- Тема 50. Государственный бюджет и налоги
- Тема 51. Бюджетно-налоговая политика
- Тема 52. Деньги и их функции
- Тема 53. Пропорции денежного сектора экономики и денежный мультипликатор
- Тема 54. Равновесие на денежном рынке
- 3. Равновесие на денежном рынке.
- Тема 55. Банковская система
- Тема 56. Денежно-кредитная политика регулирования рыночной экономики
- Тема 57. Экономический рост и развитие
- Тема 58. Международные экономические отношения
- Тема 59. Внешняя торговля и торговая политика
- Тема 60. Платежный баланс
- Тема 61. Валютный курс
- Литература