Тема 13. Реакция потребителя на изменение его дохода и цены приобретения благ
1. Нормальные товары. Цены на рынке колеблются, доходы потребителей также не являются постоянной величиной, поэтому под их воздействием равновесие потребителя изменяется. Если доход потребителя растет, то его покупательная способность увеличивается и, наоборот, при сокращении дохода – сужается (рис. 13.1). Изменившиеся финансовые возможности заставляют потребителя переместиться на новую кривую безразличия (см. с. 37), на которой он отыскивает точку нового оптимума.
Товары, для которых л соблюдается прямая за– а1 висимость между доходом и потреблением, на– A Aзываются нормальными #Aтоварами. На рынке их большинство. Товары, для которых свойственна обратная зависимость между доходом и потреблением, называются низшими т оварами.
По мере увеличения дохода потребитель от них отказывается, заменяя на более ценные, а по мере снижения дохода потребление некоторых из них не только сохраняется, но даже увеличивается, как, например, потребление товаров Гиффена.
Следует иметь в виду, что речь идет об индивидуальных предпочтениях и склонностях людей, поэтому для одних потребителей товар может быть нормальным, а для других – низшим.
Рис. 13.1. Изменение дохода и оптимальный выбор потребителя
AB, A1B1, A2B2 – бюджетные линии; E, E1, E2 – точки оптимума.
2. Кривые Энгеля. Зависимость между доходом и потреблением впервые исследовал немецкий статистик Х. Энгель, поэтому ее графическое отображение названо кривые Энгеля (рис. 13.2).
В экономике действует закон Энгеля: при увеличении доходов потребители повышают расходы на предметы роскоши в большей степени, а расходы на товары первой необходимости – в меньшей, чем увеличиваются их доходы.
Фирмы на рынке ведут маркетинговую политику с целью увеличения сбыта, поэтому им важно знать как потребитель распорядится своим доходом. Это можно определить, если кривые Энгеля свести в единый график и увязать с различными товарными группами. Для этого на графике следует ввести вспомогательную линию 0К под углом 45ок началу координат, на которой доходы равны расходам, тогда все кривые Энгеля разместятся под ней (рис. 13.3).
Рис. 13.3. Распределение потребительского дохода
0К – доходы равны расходам.
3. Изменение цены. Эффект замены и дохода. Изменение цен, подобно доходу, оказывает влияние на равновесие потребителя. При изменении цены одного товара и неизменной цене другого в наборе бюджетное ограничение сдвигается: а) вправо – при увеличении цены и б) влево – при снижении цены.
В обоих случаях изменяется наклон бюджетной линии и равновесие потребителя переходит из одной точки в другую.
- Тема 2. Потребности как основной мотив деятельности людей
- Тема 3. Ресурсы хозяйственной деятельности
- Тема 4. Экономический выбор и границы производственных возможностей
- 4. Понятие альтернативной стоимости.
- Тема 5. Экономические отношения между людьми
- Тема 6. Виды и модели экономических систем
- Тема 7. Эволюция идей в теоретической экономической науке
- Тема 8. Предмет экономической теории. Методы исследования и анализа экономических процессов
- Тема 9. Рынок как экономическая категория
- Тема 10. Спрос и предложение
- Тема 11. Поведение продавцов и покупателей на рынке
- Тема 12. Потребительские предпочтения на рынке и закон убывающей предельной полезности
- 2. Сущность потребительского выбора на рынке.
- Тема 13. Реакция потребителя на изменение его дохода и цены приобретения благ
- Тема 14. Эластичность спроса и предложения
- Тема 15. Закон убывающей предельной производительности
- Тема 16. Изокванта и изокоста. Равновесие производителя. Эффект масштаба
- Тема 17. Организация предпринимательской деятельности. Фирма
- Тема 18. Издержки производства: их виды, динамика
- 5. Предельная фирма.
- Тема 19. Выручка и прибыль
- Тема 20. Принципы максимизации прибыли
- Тема 21. Рыночная власть: монополия
- Тема 22. Рыночная власть: монополистическая конкуренция (полиполия)
- Тема 24. Антимонопольное регулирование рынка
- Тема 25. Спрос на факторы производства
- Тема 26. Рынок труда
- Тема 27. Заработная плата и занятость
- Тема 28. Рынок капитала
- Тема 29. Процентная ставка и инвестиции
- Тема 30. Рынок земли
- 2. Спрос и предложение на фактор «земля».
- Тема 31. Земельная рента
- Тема 32. Общее равновесие и благосостояние
- Тема 33. Распределение доходов и неравенство
- Тема 34. Внешние эффекты и общественные блага
- Тема 35. Национальная экономика как целое
- Тема 36. Кругооборот доходов и продуктов
- Тема 37. Валовой национальный продукт и способы его измерения
- Тема 38. Национальный доход
- Тема 39. Располагаемый личный доход
- Тема 40. Индексы цен
- Тема 41. Безработица и ее формы
- Тема 42. Инфляция и ее виды
- Тема 43. Цикличность экономического развития
- 1. Понятие цикличности.
- Тема 44. Макроэкономическое равновесие в народном хозяйстве
- Тема 45. Совокупный спрос и совокупное предложение
- 45.1.Кривая совокупного спроса
- Тема 46. Стабилизационная политика
- Тема 47. Потребление и сбережения
- Тема 48. Функциональная роль инвестиций в экономике
- Тема 49. Теория мультипликатора
- Тема 50. Государственный бюджет и налоги
- Тема 51. Бюджетно-налоговая политика
- Тема 52. Деньги и их функции
- Тема 53. Пропорции денежного сектора экономики и денежный мультипликатор
- Тема 54. Равновесие на денежном рынке
- 3. Равновесие на денежном рынке.
- Тема 55. Банковская система
- Тема 56. Денежно-кредитная политика регулирования рыночной экономики
- Тема 57. Экономический рост и развитие
- Тема 58. Международные экономические отношения
- Тема 59. Внешняя торговля и торговая политика
- Тема 60. Платежный баланс
- Тема 61. Валютный курс
- Литература