2. Сущность потребительского выбора на рынке.
Ценность товара на рынке для покупателя – понятие субъективное, так как основано на его личных вкусах и предпочтениях, однако потребительский выбор всегда зависит от следующих факторов:
– ограниченного запаса благ, которым располагает общество;
– уровня насыщения потребности к моменту выбора;
– стремления людей получить от потребления максимальную пользу.
3. Потребительские предпочтения: два подхода. Чтобы выбрать на рынке товар, покупатель должен измерить его предельную полезность и сравнить с другими. В процессе развития теории маржинализма возникло два направления – кардиналистов и ординалистов – каждое из которых по-своему объясняло этот механизм.
Кардиналисты искали абсолютное выражение шкалы измерения предельной полезности, а ординалисты – относительное. Кардиналисты ввели в науку единицу полезности – ютиль, которая, по существу, определялась в баллах и была субъективной оценкой предпочтений. Соотношение предельной полезности, выраженное в ютилях, с рыночной ценой дало более реальное измерение – взвешенную предельную полезность.
где MV – взвешенная предельная полезность; MV – предельная полезность блага; P – рыночная цена блага, товара, услуги.
Сравнение взвешеных предельных полезностей различных благ – критерий выбора потребителей у кардиналис-тов и выражается он в предпочтении для потребления благ с большой предельной полезностью до тех пор, пока оно не сравняется с остальными. Подобное сравнение называется правилом максимизации предельной полезности и означает оптимальность распределения дохода потребителя в целях наиболее полного удовлетворения его потребностей:
где MV – предельная полезность блага; P – рыночная цена товара.
Ординалисты нашли метод соизмерения не отдельных полезностей, а целых групп, наборов полезностей. При выказывании предпочтений к наборам благ люди исходят из здравого смысла, который можно формализовать в виде следующих аксиом потребительского поведения:
1) аксиома полной упорядоченности – позволяет покупателю определиться в порядке предпочтений (если значения наборов товаров одинаково, то покупателю безразлично, какой из них потреблять);
2) аксиома транзитивности – дает возможность соотнести между собой предпочтения: если один набор предпочтительнее другого, а тот, в свою очередь, предпочтительнее третьего, то первый набор обязательно предпочтительнее третьего;
3) аксиома ненасыщения – гласит, что потребитель всегда предпочтет набор с большим количеством благ;
4) аксиома независимости потребителя предполагает, что степень удовлетворения потребностей человека не зависит от потребления других людей.
Перечисленные аксиомы позволяют в математической форме описать действия потребителей как предсказуемые и последовательные.
4. Кривая безразличия и бюджетное ограничение. Систему потребительских предпочтений можно представить в виде графиков. Впервые это сделал английский экономист Ф. Эджуорт в 1881 г., построив кривые безразличия.
Кривая безразличия – геометрическое место точек, показывающее совокупность наборов товаров, обладающих равной полезностью для потребителя. Каждая точка на кривой безразличия – это особая комбинация двух таких товаров (рис. 12.2).
Рис. 12.2. Кривая безразличия
a, b, c, d – различные наборы товаров A и B; U – кривая безразличия.
Если у потребителя будут меняться предпочтения, то возникнут новые кривые безразличия. Совокупность кривых безразличия, помещенных на одном графике, принято называть картой безразличия (см. рис. 12.3).
Рис. 12.3. Карта безразличия
Характер наклона кривых безразличия выражает пропорцию, в которой потребитель готов заменить один товар в наборе на другой.
Предельная норма замещения – это максимальное количество товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу товара. Предельную норму замещения можно выразить математически (12.5) и графически (рис. 12.4).
(12.5)
где MRS – предельная норма замещения; x и y – товары.
Предельная норма замещения показывает предельную полезность (выгоду), которую обеспечивает дополнительная единица блага.
Предпочтения не полностью объясняют поведение потребителей, так как на индивидуальный выбор влияет покупательная способность потребителей, зависящая в свою очередь от бюджета потребителя и уровня цен.
Рис. 12.4. Предельная норма замещения а, в, с – наборы товаров.
Черта покупательной способности, ограничивающая потребительский выбор на рынке, называется бюджетaной линией.
Она строится путем попеременного отложения на осях графика максимального количества товара, которое можно приобрести при условии полного расхода бюджета (рис. 12.5).
Рис. 12.5. Бюджетная линия
5. Равновесие потребителя. Удовлетворение любых потребностей всегда ab – бюджетная линия. ограничено возможностями, поэтому, чтобы найти наилучший вариант потребительского выбора, следует наложить на карту безразличия бюджетную линию. При этом найденное оптимальное решение будет означать равновесие потребителя на рынке. Оптимальная комбинация должна:
а) находиться на бюджетной линии, так как слева находится область недоиспользования бюджета, а справа – недостаточности;
б) находиться на кривой безразличия как можно дальше от начала координат, обеспечивая тем самым максимизацию пользы.
Две линии, соприкасающиеся в одной точке, всегда имеют одинаковый наклон. При этом наклон кривой безразличия определяется нормой замещения (MRS), а наклон бюджетной линии – соотношением цен товаров входящих в набор (PB/PA), поэтому условие равновесия потребителя можно выразить математически (12.6) и графически (12.6):
Рис. 12.6. Равновесие потребителя
Up U2, U3 – кривые безразличия; А, B – недоиспользование бюджета; M – недоступность для бюджета; E – равновесие потребителя.
- Тема 2. Потребности как основной мотив деятельности людей
- Тема 3. Ресурсы хозяйственной деятельности
- Тема 4. Экономический выбор и границы производственных возможностей
- 4. Понятие альтернативной стоимости.
- Тема 5. Экономические отношения между людьми
- Тема 6. Виды и модели экономических систем
- Тема 7. Эволюция идей в теоретической экономической науке
- Тема 8. Предмет экономической теории. Методы исследования и анализа экономических процессов
- Тема 9. Рынок как экономическая категория
- Тема 10. Спрос и предложение
- Тема 11. Поведение продавцов и покупателей на рынке
- Тема 12. Потребительские предпочтения на рынке и закон убывающей предельной полезности
- 2. Сущность потребительского выбора на рынке.
- Тема 13. Реакция потребителя на изменение его дохода и цены приобретения благ
- Тема 14. Эластичность спроса и предложения
- Тема 15. Закон убывающей предельной производительности
- Тема 16. Изокванта и изокоста. Равновесие производителя. Эффект масштаба
- Тема 17. Организация предпринимательской деятельности. Фирма
- Тема 18. Издержки производства: их виды, динамика
- 5. Предельная фирма.
- Тема 19. Выручка и прибыль
- Тема 20. Принципы максимизации прибыли
- Тема 21. Рыночная власть: монополия
- Тема 22. Рыночная власть: монополистическая конкуренция (полиполия)
- Тема 24. Антимонопольное регулирование рынка
- Тема 25. Спрос на факторы производства
- Тема 26. Рынок труда
- Тема 27. Заработная плата и занятость
- Тема 28. Рынок капитала
- Тема 29. Процентная ставка и инвестиции
- Тема 30. Рынок земли
- 2. Спрос и предложение на фактор «земля».
- Тема 31. Земельная рента
- Тема 32. Общее равновесие и благосостояние
- Тема 33. Распределение доходов и неравенство
- Тема 34. Внешние эффекты и общественные блага
- Тема 35. Национальная экономика как целое
- Тема 36. Кругооборот доходов и продуктов
- Тема 37. Валовой национальный продукт и способы его измерения
- Тема 38. Национальный доход
- Тема 39. Располагаемый личный доход
- Тема 40. Индексы цен
- Тема 41. Безработица и ее формы
- Тема 42. Инфляция и ее виды
- Тема 43. Цикличность экономического развития
- 1. Понятие цикличности.
- Тема 44. Макроэкономическое равновесие в народном хозяйстве
- Тема 45. Совокупный спрос и совокупное предложение
- 45.1.Кривая совокупного спроса
- Тема 46. Стабилизационная политика
- Тема 47. Потребление и сбережения
- Тема 48. Функциональная роль инвестиций в экономике
- Тема 49. Теория мультипликатора
- Тема 50. Государственный бюджет и налоги
- Тема 51. Бюджетно-налоговая политика
- Тема 52. Деньги и их функции
- Тема 53. Пропорции денежного сектора экономики и денежный мультипликатор
- Тема 54. Равновесие на денежном рынке
- 3. Равновесие на денежном рынке.
- Тема 55. Банковская система
- Тема 56. Денежно-кредитная политика регулирования рыночной экономики
- Тема 57. Экономический рост и развитие
- Тема 58. Международные экономические отношения
- Тема 59. Внешняя торговля и торговая политика
- Тема 60. Платежный баланс
- Тема 61. Валютный курс
- Литература