Американская школа Дж. Б. Кларк.
Джон Бейтс Кларк (1847 - 1938) - профессор Колумбийского университета, основатель американской школы маржинализма. Среди ряда его научных трудов выделяют работы «Философия богатства» (1886 г.) и «Распределение богатства» (1899 г.). Дж. Б. Кларк разделил экономическую науку на три области: универсальная экономика - исследование общих законов производственной деятельности, в том числе закон предельной полезности, убывающей производительности труда и капитала, народонаселения; социально-экономическая статика - изучение равновесного состояния общества без учета процесса развития; социально-экономическая динамика - рассмотрение изменений экономических процессов и явлений во времени, причем динамический процесс изучается как результат исключительно внешнего воздействия. В теории предельной производительности Дж. Б. Кларка каждый фактор производства (земля, труд, капитал) обладает соответствующей производительностью и создает доход, долю от которого и получает собственник фактора. Это положение являлось оправданием справедливости существования капиталистического общества. Дж. Б. Кларк сформулировал закон «убывающей предельной производительности». Он основан на трактовке закона убывающего плодородия почвы как универсального и звучит так: если хотя бы один фактор производства остается неизменным, то дополнительное приращение остальных факторов будет давать все меньший и меньший прирост продукции; то есть в процессе производства наблюдается убывающая производительность труда и капитала. Исходя из этого, Дж. Б. Кларк сформулировал также так называемый закон Кларка, по которому ценность. Заработная плата, по мнению Дж. Б. Кларка, определяется «предельной производительностью труда» рабочих.
Под последней понимается производительность труда рабочего, относящегося к «зоне безразличия». Иными словами, при неизменном уровне вложений капитала существует предел («зона безразличия»), когда последний из нанятых рабочих не может обеспечить производство даже того количества продуктов, которое он присваивает себе. Далее увеличение численности рабочих ведет к падению производительности труда каждого нового работника. Отсюда Дж. Б. Кларк сделал вывод о том, что размеры заработной платы зависят от производительности труда и от уровня занятости рабочих. Чем больше численность занятых рабочих, тем ниже будет производительность труда и размер заработной платы.
-
Содержание
- Экономические учения Древней Азии. Законы царя Хаммурапи. Конфуций. «Артхашастра»
- Экономические учения Древней Греции. Ксенофонт. Платон. Аристотель.
- Экономическая мысль Древнего Рима. Катон Старший. Варрон. Гракхи Тиберий. Гай.
- Экономические идеи феодализма в арабских странах. Коран. Ибн-Хальдун.
- Экономические идеи феодализма в Западной Европе. «Салическая правда», «Капитулярий о виллах», Фома Аквинский.
- Экономические идеи феодальной России (IX-XVI вв.). «Русская правда», Ермолай Еразм.
- Возникновение утопического социализма. Томас Мор. Компонелла.
- Меркантилизм – первая концепция рыночной экономической теории.
- В. Петти. Особенности экономического развития Франции в XII-XVIII вв., их отражение во взглядах п. Буагильбера.
- Физиократы. Ф. Кенэ и его концепция «естественного порядка», «Экономическая таблица». П. Тюрго.
- А. Смит – центральная фигура концепции экономического либерализма. «Исследование о природе и причинах богатства народов».
- Д. Рикардо и его работа «Начала политической экономии и налогообложения». Теория распределения.
- «Закон ж.Б. Сэя» и его критики. Проблема реализации: «закон рынков».
- Т. Малтус, н. Сениор, ф. Бастиа.
- Завершение классической политической экономии. Д.С. Милль.
- Экономическая теория к. Маркса.
- Предшественники маржинализма. Г. Госсен, ж. Дюпюи, и. Тюнен, а. Курно.
- Основные направления маржинализма; роль и историческое значение маржиналистской революции в развитии экономической мысли.
- Австрийская школа. К. Менгер, о. Бем-Баверк, ф. Визер.
- Английский вариант теории предельной полезности. У. Джевонс: концепция «отрицательной полезности».
- Лозаннская школа. Л. Вальрас – основоположник теории общего экономического равновесия.
- Второй этап «маржинальной революции» и возникновение неоклассической теории. Кембриджская школа. А. Маршалл.
- Американская школа Дж. Б. Кларк.
- Теория рынка с несовершенной конкуренцией э. Чемберлина и Дж. Робинсон.
- Лозаннская школа в. Парето – социальный философ и экономист. Оптимум в. Парето.
- Институционализм. Содержание и значения работы т. Веблена «Теория праздного класса».
- Социально-правовой институционализм Дж. Коммонса.
- У. Митчелл и его теория циклов.
- Дж. Гэлбрейт: концепция «зрелой корпорации» и техноструктуры.
- Критика Кейнсом основных положений классического и неоклассичечского направлений. Методология Кейнса.
- Кейнсианская модель макроэкономического равновесия.
- Неокейнсианство (ортодоксальное кейнсианство).
- Ф. Лист и «национальная экономия». Методология исторической школы.
- Соединение целей исторической школы с теориями либеральной ориентации в работах м. Вебера и в. Зомбарта.
- Исторические условия возникновения «нового либерализма».
- М. Фридмен и его экономические концепции.
- Идеология либерального дворянства н.С. Мордвинов, м.М. Сперанский.
- Теоретики промышленного развития России: ю.Э. Янсон, а.И. Чупров, и. Янжул.
- Экономические взгляды с.Ю. Витте, денежная реформа. Концепция модернизации экономики России п.А. Столыпина.
- Русская математическая школа: в.К. Дмитриев, н.А. Столяров, е.Е. Слуцкий, в.С. Войтинский.
- Экономические взгляды в.И. Ленина.
- Концепция семейно-трудового крестьянского хозяйства а.В. Чаянова.
- Н.Д. Кондратьев: трактовка аграрных проблем. Учение о «больших циклах конъюнктуры».
- Л.В. Канторович – создатель теории линейного программирования.