38.Цена и ценообразование в рыночной экономике. Функции и виды цен.
Цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой. Цена - денежное выражение
стоимости товара. В рамках рыночного подхода цена - это форма выражения ценности благ, проявляющихся в процессе их обмена.
Прослеживается связь цены товара с ценностью, полезностью как объекта потребления. Цена товара проявляется только в условиях его обмена
на деньги или на другой товар. Потому что вне рынка, без купли-продажи нет цены. Стратегия ценообразования следующая - найти такую
цену, чтобы общая масса прибыли была максимальной. Механизм ценообразования 2-х видов: рыночный и производственный затратный.
Рыночный механизм ценообразования зависит от вида рынка, поэтому под рыночным механизмом понимается множество механизмов. Но
среди них есть наиболее типичные механизмы. Рассмотрим ценообразование на конкурентном рынке, где действует закон спроса и закон
предложения.
На графике изображены кривые спроса и предложения на определенный товар. На рынке автоматически установится цена Црын, при которой
величина спроса Ср равна величине предложения Пр. Если покупатели захотят купить товар по цене Ц1, которая ниже Црын, то спрос С1
окажется большим, чем предложение П1, возникнет дефицит товара, изменяемый разностью Ц1-П1, и цена вследствие этого будет возрастать,
пока предложение не уравняется со спросом. Если же продавцы пожелают продавать товар по цене Ц2, которая выше равновесной Црын, то
предложение П2 окажется выше спроса С2, образуется избыток товара, равный П2-С2, и вследствие этого цена станет уменьшаться до тех пор,
пока спрос и предложение не уравновесятся.
Таким образом на конкурентном рынке, при условии зависимости спроса на товар только от его цены, устанавливается равновесная рыночная
цена, соответствющая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего
диктата, но не свободна от законов рынка.
Функции цен: 1) измерительная - благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за
товар; 2) соизмерительная - заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Если цена адекватно отражает полезность, она может
использоваться при сопоставлении полезности; 3) учетная - цена становится вспомогательным инструментом учета, например, в
имущественном комплексе предприятия 5 компьютеров по такой-то цене (цену укажите сами) на общую сумму такую-то. 4) инструмент
анализа, прогнозирования, планирования; 5) социальная функция - с ценами и их изменением связаны структура и объем потребления, уровень
жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи; 6) внешнеэкономические функции - как инструмент торговых сделок, внешних
платежей, взаимных расчетов между странами; 7) стимулирующая функция - влияет на повышение объемов производства и улучшение
качества продукции.
Виды цен. 1) в зависимости от сфер торговли. Оптовые - цены, по которым продукция реализуется крупными партиями. Розничные - цены,
по которым товар продается в розничной торговой сети. Закупочные цены - цены государственных закупок продукции у предприятий. Цены
на услуги.
- 1.Предмет экономической теории
- 13.Денежное обращение и его законы.
- 14.Сущность рынка и его функции.
- 15.Классификация рынков. Структура и виды национального рынка. Рынок потребительских товаров и платных услуг.
- 16.Рынок капитала.
- 17.Товарные биржи, их функции и механизьм функционирования.
- 18.Рынок ссудного капитала.
- 19.Рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг, их купля-продажа.
- 20.Фондовые биржи и механизм их функционирования.
- 21.Рынок рабочей силы
- 24.Предприятие (фирма) и его ф-ции.
- 25.Организационно-правовые формы предприятий (опфп).
- 26.Аренда и арендные отношения
- 27.Акционерные общества и их роль в организации производственной деятельности.
- 28.Акции и их виды.
- 29.Спрос и предложение в рыночной экономике
- 30.Эластичность спроса и предложения
- 31.Формирование рыночных цен равновесия. Конкурентная рыночная цена
- 32.Конкуренция, ее виды и функции.
- 35.Основные моменты антимонопольного законодательства и его эффективность.
- 36.Издержки производства, их виды и структура
- 38.Цена и ценообразование в рыночной экономике. Функции и виды цен.
- 2) Виды цен, различающиеся по степени и способам регулирования. Жестко фиксированные, твердые цены - назначаются гос.Органами
- 40.Маркетинг и роль инноваций в обеспечении устойчивости доходов.
- 1)Стратегия массового стандартизированного производства; 2) стратегия расширения сферы своей деятельности (диверсификация).
- 44.Национальный доход, его распределение и перераспределение. Фонд накопления и фонд потребления.
- 2 Уровень составляют частные и государственные банковские институты или коммерческие банки. К ним относят:
- 52.Понятие финансов. Финансовая система и ее элементы.
- 57.Денежные реформы.
- 62.Безработица, ее причины и формы, методы преодоления.
- 65.Формы и тенденции международных экономических отношений.
- 66.Свободные экономические зоны.
- 68.Международная торговля.
- 69.Внешнеэкономическая политика.
- 70.Торговый и платежный балансы страны.
- 71.Валютные отношения. Уровни конвертируемости Валют.
- 72.Валютный курс, его функции и режимы.Методы поддержания ваЛюТного курса.
- 74.Рыночная экономиКа и ее основные черты.
- 75.Приватизация госУдаРсТвЕнной собственности.
- 76.Предпринимательство и его роль в развитии рыночной экономики.
- 78.Финансовый капитал. Финансовая олигархия и формы ее господства.
- 2.Теоретическое учение физиократнов. Положили начало классич. Попит, э. Рост богатства общества физ-ты связывали только с естественным