22. Типы конкурентных рыночных структур. Рациональное поведение фирмы в условиях конкуренции.
Каждая отрасль имеет свою рыночную специфику - производство различных товаров, различный состав производителей, размер предприятий, особенности технологии, состав и специфика потребителей, особенности конкуренции и др.
В микроэкономике обобщаются наиболее типичные рыночные структуры (модели рынка) и исследуются поведение фирм-производителей, приводящие к получению ими наибольших выгод – получения максимума прибыли. В основе этих обобщений вырабатываются конкретные рекомендации, имеющие важное прикладное значение в выборе стратегии поведения фирмы в тех или иных конкретных рыночных условиях.
В зависимости от того, какое количество фирм-производителей присутствует на рынке определенного товара, от размера фирм и связанных с этим особенностей их экономического поведения различают 4 типа рыночных структур:
1.Рынок совершенной конкуренции
2. Рынок чистой монополии
3. Рынок монополистической конкуренции
4. Олигополия
1,2,3 – рынки несовершенной конкуренции.
Рассмотрим рациональное поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции. Оно имеет некоторые особенности.
На рынке несовершенной конкуренции производитель (фирма) влияет на цену своей продукции. Если на рынке совершенной конкуренции дополнительный доход от продажи следующих друг за другом единиц продукции неизменен и равен рыночной цене, то на рынке несовершенной конкуренции увеличение продажи снижает цену, а значит, и дополнительный, т. е. предельный, доход.
Существуют два способа определения объема производства, при которых фирма получит максимальную прибыль.
- При первом способе сравнивают валовой доход и валовые издержки при каждом объеме производства.
- При втором способе определения оптимального объема производства сравниваются предельный доход и предельные издержки. Вывод: чтобы получить максимальную прибыль в условиях несовершенной конкуренции, объемы производства и реализации следует увеличивать до тех пор, пока предельные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, будут меньше, чем предельный доход, получаемый от реализации этой единицы продукции: если MR > MC, производство следует расширять, если MR < MC, производство следует сокращать, если MR = MC, то фирма получает максимальную прибыль.
На рынке совершенной конкуренции ни одна из фирм не влияет на цену своей продукции. Цена устанавливается только под воздействием общего рыночного спроса и предложения всех фирм. Если фирма повысит цену на свою продукцию, то она потеряет покупателей, которые будут покупать продукцию ее конкурента. Ее продажи упадут до нуля. Значит, фирма не властна над ценой. Величина ее издержек определена технологией данного предприятия. Он может только изменить объемы производства. Максимум общей прибыли достигается тогда, когда наступает равенство между ценой (Р - price) и предельными издержками (МС - marginal coast): MC=P
- 1. Предмет экономической теории. Методы и функции экономической теории
- 2 Экономические ресурсы. Производственные возможности. Кривая производственных возможностей.
- 3.Экономическая система и её основные элементы.
- 4. Типы и модели экономических систем.
- 5. Собственность. Сущность, объекты и субъекты, типы и формы собственности.
- 6. Формы организации общественного хозяйства. Условия возникновения товарного производства.
- 7. Товар и его свойства.
- 8. Происхождение, сущность и функции денег. Ликвидность денег.
- 9. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.
- 10. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.
- 11. Ценовая эластичность спроса, факторы, влияющие на неё.
- 12. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса по цене.
- 13. Эластичность предложения.
- 14. Равновесие спроса и предложения. Дефицит и излишки.
- 15. Факторы производства. Производственная функция. Изокванты.
- 16. Фиксированные и переменные производственные факторы. Средний и предельный продукты. Закон убывающей отдачи.
- 17. Издержки производства и их классификация (бухгалтерские, внутренние, экономические).
- 18. Издержки фирмы в краткосрочном периоде.
- 19. Издержки производства в долгосрочном периоде.
- 20. Прибыль: сущность, источники, функции, виды прибыли.
- 21. Доходы фирмы. (общий, средний, предельный)
- 22. Типы конкурентных рыночных структур. Рациональное поведение фирмы в условиях конкуренции.
- 23. Рынок чистой конкуренции, его основные черты.
- 24. Определение цены и объёма производства в условиях чистой конкуренции (метод сопоставления валовых величин): условия максимизации прибыли
- 25. Определение цены и объёма производства в условиях чистой конкуренции (метод сопоставления предельных величин). Условие минимизации убытков
- 26. Чистая монополия. Определение цены и объёма в условиях чистой монополии.
- 27. Монополистическая конкуренция и её признаки. Определение цены и объёма производства в условиях монополистической конкуренции.
- 28. Олигополия, ее признаки. Олигополистическое ценообразование.
- 29. Рынки ресурсов и их особенности.
- 30. Рынок труда: сущность и функции. Спрос и предложение на рынке труда с совершенной и несовершенной конкуренцией.
- 31. Заработная плата: сущность, функции, номинальная и реальная заработная плата.
- 32. Понятие макроэкономики. Основные макроэкономические показатели.
- 33. Измерение объема национального производства. Ввп и способы его измерения.
- 34. Чистый внутренний продукт, национальный доход, располагаемый - личный доход. Чистое экономическое благосостояние.
- 35. Цели, методы и инструменты государственного регулирования экономики.
- 36. Государственный бюджет и его роль в макроэкономическом регулировании.
- 37. Налоговая система гос-ва.
- 38. Денежная система и её элементы. Сущность денежной массы.
- 39.Кредитная система и её структура. Сущность, функции и формы кредита.
- 40.Центральный банк и его функции. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка.
- 41. Инфляция и антиинфляционное регулирование.
- 42. Неравенство доходов в рыночной экономике. Кривая Лоренца.
- 43. Безработица и ее социальные последствия
- 45. Экономический цикл и его фазы. Виды циклов.