28. Инфляция и её виды. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.
Инфляция – избыток денег в обращении, ведущий к их обесцениванию и росту цен на товары и услуги. Обесценивание проявляется по отношению к золоту, товарам, иностранным валютам.
Инфляция означает рост общего уровня цен, измеряемого индексом цен:
где, Р0 – уровень цен в базисном году ( какой-либо предыдущий год);
Р1 – уровень цен в текущем году.
Инфляция, дезорганизуя рыночные процессы, «взрывает» и производство, и потребление, усиливает социальную напряженность в обществе.
По характеру протекания различают открытую и подавленную инфляции. Первая присуща странам рыночной экономики, вторая – экономике с административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль не позволяет проявиться инфляции в росте цен (внешне они стабильны), что приводит к товарному дефициту.
По темпам инфляции выделяют умеренную инфляцию (рост цен составляет менее 10 % в год); галопирующую (рост цен – от 10 до 200 % в год); гиперинфляцию (рост цен – более 200 % в год); суперинфляцию (рост цен – более 50 % в месяц).
В мировой практике известны два вида инфляции: спроса и предложения. Инфляция спроса возникает как следствие избыточных совокупных расходов (AD1 -> AD2), (например, из-за роста зарплаты) в условиях, близких к полной занятости (Qf.e). Рост AD стимулирует не столько объемы производства, сколько рост цен (Р1 -> Р2) (рис. 25.1,а).
Рис. 25.1. Инфляция спроса (а) и инфляция предложения (б)
Инфляция предложения (издержек) возникает как следствие повышения средних издержек на единицу продукции (рост цен на сырье, ресурсы), что ведет к сокращению совокупного предложения (AS1->AS2), (рис. 25.1,б). В этом случае цены растут (Р1 -> Р2), а объем производства сокращается (Q1 -> Q2).
Данные статистики свидетельствуют о том, что между инфляцией и занятостью существует обратная связь. Эту зависимость в 1958 г. определил английский экономист А. Филлипс. В соответствии с его концепцией, инфляция в определенный промежуток времени снижает безработицу (короткий период).
Рис. 25.2. Кривая А.Филлипса
Так, например, если правительство рассматривает уровень безработицы как очень высокий, то с целью увеличения занятости проводит политику, стимулирующую AD. Необходимость удовлетворения возросшего спроса ведет к расширению производства и созданию новых рабочих мест, безработица снижается до уровня U2 (рис. 25.2).
При этом цена возрастает до Р2, т.е. увеличивается инфляция. Если правительство проводит антиинфляционную политику цены снижаются до Р3, а безработица – до U3. Если инфляция продолжается более длительное время (свыше 5 лет), она может расти, несмотря на высокий уровень безработицы.
Социально-экономические последствия инфляции
Социально-экономические последствия инфляции проявляются в следующем:
1. Инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (как населения, так и предприятий, государства) фактически уменьшаются. Это определяется различиями между номинальным и реальным доходом. Номинальный (денежный) доход – это количество денежных средств, которые получает человек в виде зарплаты, процента, ренты и прибыли. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые он может купить на сумму номинального дохода. Если номинальный доход остается стабильным или растет медленнее темпов инфляции, то реальный доход падает. Именно поэтому в период инфляции в наибольшей степени страдают люди с фиксированными доходами. Издержки «стоптанных башмаков».
2. Инфляция перераспределяет доходы и богатство. Так, должники богатеют за счет своих кредиторов. Причем выигрывают дебиторы на всех уровнях, т.к. ссуда берется при одной покупательной способности денег, а возвращается, когда на эту сумму можно купить гораздо меньше. Выигрывает и правительство, которое накопило большой государственный долг. Инфляция перераспределяет доход и богатство за счет тех, кто дает деньги, в пользу тех, кто откладывает платежи. Инфляция увеличивает стоимость недвижимого имущества.
3. В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке. Поэтому население и предприятия стремятся как можно быстрее материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные средства в запасы. Это приводит к недостатку денежных средств у хозяйственных агентов. Результатом ажиотажной закупки товаров является усиление инфляции спроса.
4. Инфляция делает невыгодным долгосрочное инвестирование.
5. Инфляция приводит к обесцениванию амортизационного фонда фирм, что затрудняет процесс нормального воспроизводства. Инфляция уменьшает и реальную ценность всех других сбережений (вклады, облигации, страховки). Люди стараются не делать сбережения, а фирмы значительную часть прибыли направляют на текущее потребление, что ведет к сокращению финансовых ресурсов общества, сворачиванию производства.
6. Инфляция приводит к скрытой конфискации денежных средств у населения и предприятий через налоги. Это имеет место вследствие того, что налогоплательщики из-за роста номинального дохода автоматически попадают в более высокую группу налогообложения.
Антиинфляционная политика
С инфляцией можно бороться при помощи денежной реформы или антиинфляционной политики.
К методам проведения денежной реформы относятся следующие:
нулификация — объявление об аннулировании обесценивающейся денежной единицы и введение новой;
девальвация — снижение золотого содержания денежных единиц или понижение курса национальной валюты к золоту, серебру и иностранной валюте;
деноминация (метод зачеркивания нулей) — укрупнение денежной единицы и обмен по установленному соотношению старых денежных знаков на новые. В таком же соотношении пересчитываются цены, тарифы, заработная плата, остатки денежных средств на счетах, балансы предприятий.
Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на подавление инфляции.
Антиинфляционная политика может осуществляться двумя способами:
Дефляционная политика -это регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм. Он осуществляется путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Данный вид антиинфляционной политики приводит к замедлению экономического роста.
Политика доходовосуществляется в результате параллельного контроля за ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.
29. Институт налогообложения. Принципы и системы налогообложения. Функции и виды налогов. Налогово – бюджетная (фискальная) политика.
Принципы налогообложения
У истоков формирования универсальных принципов налогообложения стояли не юристы, а классики экономической науки – А. Смит, Д. Рикардо, В. Петти, Ф. Кенэ, Н. Тургенев.
Принципы налогообложениямогут быть определены как основополагающие, базовые положения, лежащие в основе налоговой системы государства.
А. Смит еще в 1776 г. обосновал ряд принципов налогообложения:
- справедливость, т.е. всеобщность и пропорциональность налогообложения;
- определенность– налог должен быть установлен таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги, когда и в каком размере он должен платить;
- удобство – каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика;
- эффективность – административные расходы по взиманию налогов не должны превышать налоговые поступления.
Налоговый Кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в т.ч.:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Анализ налогового законодательства позволяет выделить пять общих принципов налогообложения, носящих характер полных принципов-норм:
1) законность налогообложения;
2) всеобщность и равенство налогообложения;
3) соразмерность налогообложения;
4) единство налоговой системы России;
5) определенность налогообложения.
Можно выделить следующие черты налоговых систем федеративных государств:
1. Правовые основы налоговой системы определены конституционными нормами и основанными на них иными нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном, региональном и местном уровнях.
2. Все налоги и сборы разделены по уровням государственной власти на федеральные, региональные и местные налоги и сборы.
3. Налоговые системы всех уровней построены по единым принципам.
4. Единый механизм взимания налогов действует на всех уровнях.
5. Налоговые полномочия разделены по уровням власти.
6. Налоговые поступления в бюджеты разных уровней дифференцированы на:
а) закрепленные,т.е. налоги, законодательно закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами,
б) регулирующие,т.е. федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в %) в региональные или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе.
Сущность, функции и виды налогов
Налоги – это обязательная нормативная ставка обложения любых видов дохода или имущества, физических и юридических лиц, которые характеризуются обязательностью, срочностью и всеобщностью.Если рассматривать функции налогов в обществе, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. В то же время, необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции образуют систему.
Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции:
1. Фискальная функцияявляется основной функцией налогообложения, посредством которой реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными по отношении к этой. Во всяком случае, наряду с чисто фискальными целями налоги могут преследовать и другие цели, например экономические или социальные. То есть финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.
2. Распределительная (социальная) функцияналогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Через налогообложение достигается поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. Иными словами происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории плательщиков.
3. Контрольная функция.Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах.
4. Поощрительная функция налогов.Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героев СССР и России и т.д.).
5. Регулирующая функция налогов.Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальное назначение – в некоторых случаях им придавалось и функции управления социальными процессами. Однако, вопрос о месте и значении налогов, как регулятора тех или иных общественных отношений, до сих пор не имеет единодушной оценки.
Анализируя этот аспект налоговых отношений, представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.
Стимулирующая подфункциянаправлена на поддержку развития тех или иных экономических явлений. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя российская налоговая система предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность и т.д.
Дестимулирующая подфункциянапротив направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов (например, для казино установлена ставка налога на прибыль в размере 90 %), установлении налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др.
Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и
Налоги классифицируются по различным признакам.
1. По способу изъятия различают два вида налогов:
прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);
косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).
2. По воздействию налоги подразделяются на:
пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;
прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;
дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения.
3. По назначению различают:
а) общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);
б) маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, ЕСН).
4. По субъекту уплаты выделяют:
а) налоги, взимаемые с физических лиц;
б) налоги, взимаемые с юридических лиц.
5. По объекту налогообложения разделяют:
имущественные налоги;
ресурсные налоги (рентные платежи);
налоги, взимаемые от выручки или дохода;
налоги на потребление.
6. По источнику уплаты существуют:
- налоги, относимые на индивидуальный доход;
- налоги, относимые на издержки производства и обращения;
- налоги, относимые на финансовые результаты;
- налоги, взимаемые с выручки от продаж.
Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:
налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции(работ, услуг):
земельный налог;
налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов;
налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции(работ, услуг):
НДС;
акцизы;
экспортные тарифы;
налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты:
налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу;
целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории;
налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы;
сбор на нужды образовательных учреждений;
сборы за парковку автомобилей;
налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.
Понятие и содержание фискальной политики. Типы и инструменты фискальной политики.
Фискальная политика – это политика, которая предполагает использование возможностей правительства: взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня в условиях деловой активности и решение различных социальных задач. Основные цели фискальной политики:
1. Сглаживание колебаний экономического цикла.
2. Стабилизация темпов экономического роста.
3. Достижение высокого уровня занятости.
4. Снижение темпов инфляции.
Основные инструменты:
1. Государственные расходы.
2. Налоги.
Фискальная политика включает:
1) дискреционную политику, основанную на жестком сознательном вмешательстве в экономику;
2) недискреционную (автоматическую) политику, основанную на автоматической стабилизации экономики.
Выделяют два вида дискреционной политики (в зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика):
1. Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада, депрессии. Имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Она приводит к дефициту бюджета.
2. Рестриктивная (сдерживающая) фискальная политика осуществляется в период бума и инфляции (при перегреве экономики). Имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов. Она приводит к избытку госбюджета.
Таким образом, главное назначение дискреционной фискальной политики состоит в противодействии циклическим колебаниям экономики посредством стимулирования или ограничения совокупного спроса. Поэтому она называется антициклической (стаб Мультипликатор государственных расходов μg показывает изменение выпуска продукции, дохода в результате изменения расходов государства. Его можно рассчитать по формуле:
μg = ∆Y/ ∆G,
где ∆Y – изменение реального национального продукта (дохода);
∆G – изменение государственных расходов. илизационной).
- Ответы на вопросы к междисциплинарному государственному экзамену для бакалавров Институциональная экономика
- 2. Институты, их роль в функционирование экономики. Виды институтов.
- 3. Институциональный подход к изучению экономических явлений и процессов.
- 4. Экономические и институциональные отношения в системе хозяйственных отношений.
- 6. Теория трансакционных издержек. Трансакционные издержки и их виды.
- 7. Институт собственности. Экономическое содержание собственности. Юридические аспекты собственности. Теория прав собственности
- 8. Предпринимательство и его функции. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
- 9. Институциональные теории фирмы
- 10. Товарное производство. Основные положения теории трудовой стоимости.
- 12. Институциональные и экономические функции государства.
- 13. Государство в неоинституциональной теории.
- 14. Теории капитала. Человеческий капитал
- 15.Экономическое содержание научно-технического прогресса. Научно-техническая революция. Постиндустриальное общество.
- 16. Институт заработной платы. Теории заработной платы. Формы и системы заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата.
- 17. Кругооборот капитала Основной и оборотный капитал. Физический и моральный износ основного капитала. Амортизация
- 19. Акционерный капитал. Акционерные общества и их виды.
- 20. Финансовые рынки и финансовые институты
- 21. Институт ценных бумаг. Экономическое содержание и виды ценных бумаг
- 22. Рынок ценных бумаг, его сущность и функции. Фондовый рынок как часть финансового рынка.
- 23. Институты спроса и предложения. Закон спроса. Закон предложения. Графики спроса и предложения. Неценовые факторы спроса и предложения
- 24. Экономические и бухгалтерские издержки. Прибыль бухгалтерская и экономическая. Нормальная прибыль.
- 25. Четыре модели рынка, их характерные черты.
- 26. Валовой внутренний и валовой национальный продукт. Методы расчета. Система национальных счетов.
- 5. Чистый национальный продукт (чнп).
- 2. Способы расчета внп
- 3. Способы расчета ввп
- Индексы цен
- 27. Безработица, её виды. Полная занятость. Социально-экономические последствия безработицы.
- 28. Инфляция и её виды. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика.
- 30. Экономический рост, его факторы и показатели. Кредитно-денежная политика, её инструменты