logo search
Теория макроэкономики

2. Государственный бюджет, его структура. Дефицит и профицит

Государственный бюджет – центр сосредоточения государственных финансов

– структура расходов и доходов государства, утвержденных в законодательном порядке.

Следовательно, государственный бюджет имеет 2 части: государственные доходы и государственные расходы.

Государственные доходы: налоги, которые взимают централизованные и местные органы власти; государственные займы; поступления из внебюджетных (целевых) фондов.

Государственные расходы: государственные закупки и трансфертные платежи.

Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством, и которые являются основным рычагом фискальной политики государства. Влияя на уровень налогов, государство воздействует и на объем производства.

Если расходы = доходам, то имеет место баланс государственного бюджета;

расходы > доходов, то имеет место бюджетный дефицит;

расходы < доходов, то имеет место бюджетный избыток (профицит).

Выделяют бюджетный дефицит:

1. структурный. Представляет собой превышение государственных расходов над налогами в условиях полной занятости;

2. циклический. Есть разница между фактическим и структурным бюджетными дефицитами.

Финансирование бюджетного дефицита:

1) заимствование денежных средств у Центрального банка;

2) заимствование денежных средств у населения.

Выделяют 2 способа финансирования дефицита государственного бюджета: кредитно-денежная миссия (монетизация дефицита государственного бюджета); выпуск займа.

Инфляционный налог выплачивают владельцы денежных средств, которые несут потери, вызванные ростом инфляции.

При покрытии дефицита возникает государственный долг.

Государственный долг – сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов.

Выделяют государственный долг:

1. внешний – задолжность гражданам, международным кредитным организациям, правительствам других стран;

2. внутренний – долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны.

Бюджетный дефицит порождает государственный долг.

При оценке расчета размера дефицитного бюджета возникают проблемы:

1. при оценке реального дефицита. Реальный дефицит = (номинальный дефицит – величина государственного долга на начало года) * темп инфляции;

2. при расчете государственного бюджета необходимо проводить бюджетирование капитала, т. е. Учитывать как активы, так и обязательства государства. Бюджет должен включать неучтенные обязательства, т. е. будущие пенсии, пособия, отчисления, которые будут делаться в текущем году.