logo search
микроэкономика книга

Монополистическая конкуренция и поведение предприятий

Монополистическая конкуренция -это такая рыноч­ная ситуация, при которой сравнительно большее число некрупных фирм (от 20 до 70) производят однородную, но дифференцированную продукцию. Основные признаки монополистической конкуренции следующие: 1) обладание каждой фирмой относительно небольшой долей рынка; 2) ограниченный контроль над рыночной ценой; 3) невозможность тайного сговора, согласованных действий фирм с целью ограничения объема про­изводства и искусственного повышения цен; 4) отсутствие взаимозависимости фирм в отрасли; 5) самостоятельность фирмы в определении своей стратегии; 6) свобода входа в отрасль и выхода из нее; 7) дифференциация продукта, т.е. производство разновидностей данного продукта, включая функциональ­ные особенности, материалы, дизайн, качество работы.

Теперь обратимся к тому, как фирма в условиях моно­полистической конкуренции выбирает объем и цену про­дукции, т.е. рассмотрим модель монополистической кон­куренции, разработанную Э. Чемберлином и независимо от него Дж. Робинсон в 30-х годах прошлого столетия. Эта модель совмещает в себе монополистические и конкурентные аспекты. Как монополист монополистически конкурирующая фирма является "искателем цены", сталкивающимся с убывающей кривой спроса. Однако как и совершенно конкурентная компания монополистический конкурент допускает разделение рынка с множеством других мелких фирм.

Теорию монополистической конкуренции можно описать с помощью модели, представленной на рис. 7.3. Она отра­жает кратко- (а) и долгосрочные (б) состояния равновесия для типичной фирмы в условиях монополистической конкурен­ции. Кривая спроса убывает потому, что продукт каждой фирмы несколько отличается от товаров, производимых ее конкурентами. Кривые спроса и предельного дохода в усло­виях монополистической конкуренции располагаются при­мерно так же, как и в условиях чистой монополии, но они более эластичны, чем у чистой монополии (производитель в условиях монополистической конкуренции сталкивается с относительно большим числом конкурентов, производящих взаимозаменяемые товары, монополист же практически не имеет конкурентов.

Рис. 7.3. Модель монополистической конкуренции в кратко- (а) и долгосрочном (б) периодах

Вместе с тем они не являются совершен­но эластичными, как в условиях чистой конкуренции. Во-первых, фирма в условиях монополистической конкуренции имеет меньше конкурентов и, во-вторых, продукт этих кон­курентов представляют близкие, но несовершенные замени­тели. В целом же степень эластичности кривой спроса и кривая предельного дохода фирмы в условиях монополисти­ческой конкуренции будут зависеть от числа конкурентов (чем больше, тем эластичнее) и от степени дифференциации (чем меньше, тем эластичнее).

В ситуации монополистической конкуренции каждая фирма может по крайней мере незначительно поднять цены, не потеряв при этом всех своих покупателей. Дело в том, что одни потребители придают большее значение хорошему стилю и рыночным преимуществам, предлагаемым фирмой, чем другие. В ситуации убывающей кривой спроса кратко­срочное состояние максимизации прибыли (рис. 7.3., а) оказалось таким же, как для простого монополиста. Объем выпуска определяется пересечением кривых предельных из­держек и предельного дохода, а колебание цены задается расстоянием по этой прямой между кривой средних общих издержек и кривой спроса. Может сложиться и менее благо­приятная ситуация с издержками и спросом, ставящая фирму в положение, когда она терпит убытки.

Однако данное краткосрочное состояние равновесия не может быть долгосрочным в условиях монополистической конкуренции. Дело в том, что монополистически конкурентные рынки, имея свободный вход и выход, обладают высокой конкурентностью. В краткосрочный период фирма (рис. 7.3, а) получает чистый экономический доход. Об этом свидетельствует тот факт, что цена превы­шает средние общие затраты.

Вместе с тем доходы привлекают новые фирмы. Вслед­ствие этого на рынке происходит следующее. Во-первых, кривая спроса существующих фирм опускается вниз, так как товары новых фирм несмотря на то, что они не идентичны продукции существующих фирм, являются их субститутами. Во-вторых, приспосабливаясь к новой кон­куренции, уже действующие фирмы на рынке могут увеличить расходы на рекламу, как-то улучшить свои товары или предпринять другие усилия по возвращению своих потребителей. В результате этих действий кривая средних общих затрат сдвинется вверх. Перемещение кри­вой спроса "старых" фирм вниз и перемещение кривой издержек вверх или и то и другое вместе будет продол­жаться до тех пор, пока не останется доходов, привлека­ющих новые компании. Результатом этого будет состояние долгосрочного равновесия (рис. 7.3, б).

Долгосрочное равновесие на рынках с монополистичес­кой конкуренцией похоже на конкурентное равновесие тем, что ни одна фирма не получает прибыли больше номиналь­ной (это обусловлено теми же причинами, что и при совер­шенной конкуренции). Вместе с тем монопольно-конкурент­ное равновесие похоже на чисто монопольное равновесие тем, что цены превышают предельные издержки производства.

Более подробно остановимся на том, как именно фирма в условиях монополистической конкуренции пытается не только удержать равновесие в долгосрочном периоде, но и получить прибыль. Ответ на этот вопрос кроется в методах неценовой конкуренции. Основными среди них являются:

1) дифференциация продукта. Она означает, что в любой момент потребителю будет предложен широкий ряд типов, стилей, марок и степеней качества любого продукта. По сравнению с ситуацией чистой конкуренции для потре­бителя это означает ощутимые преимущества. Диапазон свободного выбора расширяется, а разнообразие и оттенки потребительских вкусов удовлетворяются производителя­ми более полно. Однако быстрое увеличение ассортимента продуктов определенных типов может достичь такого уров­ня, когда разумный выбор потребителя станет трудным и покупки будут отнимать много времени;

2) совершенствование продукта. Конкуренция продук­тов является важным средством реализации технических нововведений и улучшения продукта с течением времени. Такое совершенствование продукта может быть нарастаю­щим в двух смыслах: во-первых, удачное улучшение про­дукта одной фирмой обязывает конкурентов подражать или даже превзойти ее, в противном случае им не избежать убытков. Во-вторых, прибыли, полученные от удачного улучшения продукта, могут быть использованы для фи­нансирования дальнейших его улучшений. Однако часто многие улучшения продукта в большей степени являются кажущимися, чем действительными;

3) реклама продукта. Фирма путем рекламы пытается увеличить свою рыночную долю и усилить лояльность потребителей по отношению именно к ее дифференцированному продукту, т.е. фирма надеется, что реклама сдвинет кривую ее спроса вправо и одновременно уменьшит ее ценовую эластичность.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что при монополистической конкуренции потребители платят более высокие цены за дифференцированный продукт по сравнению с совершенной конкуренцией, когда продукт стандартизи­рован. Для этой модели характерны более низкие цены по сравнению с монополией с ее уникальным продуктом. Объем производства при монополистической конкуренции мень­ше, чем в условиях совершенной конкуренции, но больше, чем при монополии.