30. Фирма (предприятие) как хозяйственный субъект. Цели и виды фирмы.
В отличие от теории потребления в теории производства рассматриваются не потребители, а субъекты производства, хозяйствования. Они ведут хозяйственную деятельность, т.е. используют ресурсы, осуществляют выпуск продукции или оказывают услуги.
Предприятие в широком понимании – это фирма, состоящая из одного или нескольких заводов или других единиц, собственник или собственники которой являются организациями хозяйственной деятельности, самостоятельными рыночными субъектами, подчиняющимися единой цели. Отрасль представляет собой совокупность фирм или предприятий, выпускающих однотипную продукцию (машиностроение, электроника, пищевая промышленность, розничная торговля, банковское дело и др.).
Хозяйствующие субъекты делятся на коммерческие и некоммерческие. Первые работают ради прибыли, их деятельность связана с коммерческим риском и самоокупаемостью, свободой предпринимательства и частной собственностью. Вторые создаются ради удовлетворения общественных потребностей и часто являются неприбыльными, финансируемыми за счет госбюджета или каких-либо фондов.
Виды предприятий можно классифицировать по разным признакам.
По формам собственности выделяют: частные, государственные, иностранные.
По сфере деятельности различают предприятия: промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, строительные и др.
В зависимости от размера делятся: на малые, средние и крупные. Каждый из видов предприятий имеет свои преимущества и недостатки.
По организационно-правовым формам делятся на: единоналичное владение, партнерство, корпорация, (акционерное общество).
Предприятие может осуществлять различные виды деятельности, принимать любые решения, если это не запрещено законом: самостоятельно решает проблемы масштаба производства, способы его организации, методов финансирования, выбора форм и систем заработной платы, организационной структуры управления, способов и места реализации продукции.
Предприятие выполняет следующие функции:
Производство продукции и оказание услуг, удовлетворяющих индивидуальные и общественные потребности.
Максимизация прибыли – на основе поиска эффективных решений рационального сочетания факторов производства, повышения качественных характеристик выпускаемой продукции и оказанных услуг. Максимизация прибыли является долгосрочной целью предприятия.
Характерные черты предприятия:
Организационное и технико-экономическое единство, обусловленное разделением и кооперацией труда.
Экономическая обособленность и самостоятельность, которые проявляются в:
а) обособленности ресурсов предприятия;
б) ответственности за результаты производства;
в) возмещении затрат по осуществлению хозяйственной деятельности за счёт собственных средств;
г) локализации цели хозяйствования.
- 1. Предмет и функции экономической теории. Структура экономической теории.
- 2. Методы познания экономических процессов и явлений
- 3. Возникновение и развитие экономической теории.
- 6. Кривая производственных возможностей. Альтернативные издержки.
- 5. Производство и ресурсы. Факторы производства.
- 7 Экономические блага.
- 8 Экономическая система: понятие, основные элементы.
- 9 Чистый капитализм (конкурентная экономика).
- 10 Командно – административная экономическая система.
- 11 Смешанный тип экономической системы. Традиционная экономика.
- 12 Модели экономических систем
- 13. Собственность в экономической теории: понятие, сущность.
- 14 Типы и формы собственности
- 15 Реформирование отношений собственности
- 16 Натуральное производство и его основные черты
- 17 Товарное производство и его основные черты
- 18 Товар и его свойства
- 19 Возникновение денег, их сущность
- 21. Понятие, субъекты и объекты рынка
- 20 Функции и виды денег
- 22 Характеристика структуры рынка
- 23 Функции рынка
- 24 Инфраструктура рынка
- 25 Понятие рыночного спроса. Закон спроса и факторы его определяющие
- 26. Рыночное предложение. Закон предложения
- 27. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие
- 28. Понятие эластичности. Эластичность спроса.
- 29. Эластичность предложения
- 30. Фирма (предприятие) как хозяйственный субъект. Цели и виды фирмы.
- 31. Общая и предельная полезность
- 33 Линия бюджетного ограничения потребителя
- 34 Понятие производственной функции
- 38 Формы и виды конкуренции
- 39. Рынок труда: понятие, особенности, основные функции и принципы функционирования
- 40 Заработная плата как цена труда. Номинальная и реальная заработная плата
- 41 Рынок капитала: понятие, особенности, структура
- 42. Ссудный капитал: понятие, особенности рынка ссудного капитала
- 43. Инвестиции: понятие, виды, формы и источники
- 44 Рынок природных ресурсов и его особенности
- 45. Понятие экономической ренты. Земельная рента и ее виды. Цена земли
- 46. Национальная экономика: сущность, структура.
- 47 Система национальных счетов
- 49 Национальное богатство: структура и способы увеличения
- 50 Понятие макроэкономической нестабильности. Цикличность экономического развития
- 52. Экономические и социальные последствия инфляции
- 56 Понятие и характеристика государственного бюджета
- 53 Занятость населения и безработица
- 54 Причины, формы, последствия безработицы
- I. Социальные последствия безработицы
- II. Экономические последствия безработицы
- 57 Налоги. Налоговая система
- 58 Характеристика типов экономического роста
- 61 Характеристика внешней и мировой торговли, как основной формы международных экономических связей
- 59 Понятие мирового хозяйства. Характеристика структуры мирового хозяйства
- 60 Понятие глобализации. Характеристика и понятие транснациональной корпорации
- 62 Понятие экспорта капитала в мировой экономике
- 63 Понятие и причины международной миграции рабочей силы