Институционализм. Содержание и значения работы т. Веблена «Теория праздного класса».
Институционализм – самостоятельное направление в экономической науке, появившееся конце XIX – начале XX в.
Название направления «институционализм» происходит от слова «институт». Под институтом понимали ряд разнообразных категорий и явлений, оказывающих разнообразное воздействие на поведение человека.
К «институтам» относили:
1) государство и разнообразные организации: профсоюзы, корпорации, политические партии, общественные организации;
2) определенные установившиеся порядки, укрепившиеся традиции, привычки, обычаи, культурные, этические факторы, оказывающие воздействие на поведение людей;
3) категории, которые отражают базовые отношения, лежащие в основе экономической и политической организации общества – отношения собственности на средства производства, систему денежного обращения.
Делая все эти категории и явления объектом анализа, благодаря которому институционалисты стремились расширить предмет экономической науки. Они предполагали, что человек является не просто экономической «машиной», выбирающей наилучшие с этой точки зрения решения, его поведение определяется воздействием всех «институтов».
Важной характерной особенностью институционализма является его критическая направленность.
Произведения основателя институционализма – Торстена Веблена (1857-1929) характеризует его как «безоговорочная неприязнь к капитализму, его нравам и культу денег», а его книга «Абсентеистская собственность» является одним из самых резких выступлений против капитализма. Т. Веблен указывает на внутреннее противоречие капитализма – противоречие между машинным производством и капиталистическим предпринимательством; он отмечает наличие разногласий между бизнесом и производством.
Производство создает полезные для человека блага, а стимул денежной выгоды толкает людей на приобретение меновой стоимости. Характеризуя крупные предпринимательские корпорации, жажда наживы препятствует производству важных для потребителя товаров, политика цен направлена на максимизацию прибыли путем создания нехватки товаров.
В развитии институционализма выделяют три основных направления:
1) социально – психологическое;
2) социально – правовое;
3) прогностическое (обновленное).
Институционализм представляет собой новое направление экономической мысли, основан на методологических достижениях предшествующих школ, а именно на математике и математическом аппарате (выявления тенденций в развитии экономики и изменений конъюнктуры рынка).
В «Теории праздного класса» Торстен Веблен (1857-1929) развивает свою историко-экономическую концепцию, сочетая исследование настоящего состояния социальных явлений с эволюционно-генетическим анализом их прошлого на основе изучения исторических источников.
Т. Веблен – один из создателей социологической концепции потребления. Он поставил в центр исследований не «рационального», а «живого» человека и попытался определить, чем диктуется его поведение на рынке.
Веблен доказал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающих их принимать неразумные решения.
Центральным для своего общества, Веблен считал институт праздного класса. Отличительной чертой которого, являлась агрессивность, хищничество и паразитизм, связанные с частной собственностью. Собственность возникла «как трофей победы» над более сильным и является противопоставлением непроизводительной деятельности труду.
Важнейшим из критериев является потребление напоказ, демонстративное потребление дорогостоящих товаров. Покупка товаров по принципу престижной дороговизны может спровоцировать или наоборот понизить спрос на определенные товары. Данный эффект – эффект покупки дорогих товаров, чтобы подчеркнуть свой социальный статус получил название эффект Веблена Двигателем развития общества является развитие экономики, промышленного производства, которое опережает развитие социальных институтов, норм социальной жизни и влечет за собой их изменения. Главную роль в этом призвана играть технократия – все специалисты и руководители производственного процесса, которые являются носителями интересов развития производства, науки и техники, роста общественного и индивидуального благосостояния в противовес частнособственническим, корыстным интересам бизнесменов.
В теории Веблена капитализм проходит две ступени развития:
1) стадию господства предпринимателя, в течение которой власть и собственность принадлежат предпринимателю;
2) стадию господства финансиста, который не принимает непосредственного участия в производстве.
В сценарии будущего Веблена предполагается забастовка технических специалистов, которая сразу приведет к «параличу старого порядка» и заставит бизнесменов отказаться от руководящих позиций в производстве, от власти. Веблен утверждает, что достаточно объединится незначительному числу инженеров, чтобы «праздный класс» добровольно отказался от власти.
- Экономические учения Древней Азии. Законы царя Хаммурапи. Конфуций. «Артхашастра»
- Экономические учения Древней Греции. Ксенофонт. Платон. Аристотель.
- Экономическая мысль Древнего Рима. Катон Старший. Варрон. Гракхи Тиберий. Гай.
- Экономические идеи феодализма в арабских странах. Коран. Ибн-Хальдун.
- Экономические идеи феодализма в Западной Европе. «Салическая правда», «Капитулярий о виллах», Фома Аквинский.
- Экономические идеи феодальной России (IX-XVI вв.). «Русская правда», Ермолай Еразм.
- Возникновение утопического социализма. Томас Мор. Компонелла.
- Меркантилизм – первая концепция рыночной экономической теории.
- В. Петти. Особенности экономического развития Франции в XII-XVIII вв., их отражение во взглядах п. Буагильбера.
- Физиократы. Ф. Кенэ и его концепция «естественного порядка», «Экономическая таблица». П. Тюрго.
- А. Смит – центральная фигура концепции экономического либерализма. «Исследование о природе и причинах богатства народов».
- Д. Рикардо и его работа «Начала политической экономии и налогообложения». Теория распределения.
- «Закон ж.Б. Сэя» и его критики. Проблема реализации: «закон рынков».
- Т. Малтус, н. Сениор, ф. Бастиа.
- Завершение классической политической экономии. Д.С. Милль.
- Экономическая теория к. Маркса.
- Предшественники маржинализма. Г. Госсен, ж. Дюпюи, и. Тюнен, а. Курно.
- Основные направления маржинализма; роль и историческое значение маржиналистской революции в развитии экономической мысли.
- Австрийская школа. К. Менгер, о. Бем-Баверк, ф. Визер.
- Английский вариант теории предельной полезности. У. Джевонс: концепция «отрицательной полезности».
- Лозаннская школа. Л. Вальрас – основоположник теории общего экономического равновесия.
- Второй этап «маржинальной революции» и возникновение неоклассической теории. Кембриджская школа. А. Маршалл.
- Американская школа Дж. Б. Кларк.
- Теория рынка с несовершенной конкуренцией э. Чемберлина и Дж. Робинсон.
- Лозаннская школа в. Парето – социальный философ и экономист. Оптимум в. Парето.
- Институционализм. Содержание и значения работы т. Веблена «Теория праздного класса».
- Социально-правовой институционализм Дж. Коммонса.
- У. Митчелл и его теория циклов.
- Дж. Гэлбрейт: концепция «зрелой корпорации» и техноструктуры.
- Критика Кейнсом основных положений классического и неоклассичечского направлений. Методология Кейнса.
- Кейнсианская модель макроэкономического равновесия.
- Неокейнсианство (ортодоксальное кейнсианство).
- Ф. Лист и «национальная экономия». Методология исторической школы.
- Соединение целей исторической школы с теориями либеральной ориентации в работах м. Вебера и в. Зомбарта.
- Исторические условия возникновения «нового либерализма».
- М. Фридмен и его экономические концепции.
- Идеология либерального дворянства н.С. Мордвинов, м.М. Сперанский.
- Теоретики промышленного развития России: ю.Э. Янсон, а.И. Чупров, и. Янжул.
- Экономические взгляды с.Ю. Витте, денежная реформа. Концепция модернизации экономики России п.А. Столыпина.
- Русская математическая школа: в.К. Дмитриев, н.А. Столяров, е.Е. Слуцкий, в.С. Войтинский.
- Экономические взгляды в.И. Ленина.
- Концепция семейно-трудового крестьянского хозяйства а.В. Чаянова.
- Н.Д. Кондратьев: трактовка аграрных проблем. Учение о «больших циклах конъюнктуры».
- Л.В. Канторович – создатель теории линейного программирования.