26. Чистая монополия. Определение цены и объёма в условиях чистой монополии.
Монополия – крупное предприятие (объединение предприятий) охватывающих значительную часть производства и сбыта с целью извлечения монопольно высокой прибыли.
Процессы, приводящие к образованию монополии:
1.Концетрация капитала, увеличение функционирования капитала в размерах
2.Централизация капитала – объединение нескольких ранее разрозненных капиталов.
Характеристики чистой монополии:
-Единственная крупная фирма – производитель уникального товара (не имеющего близких аналогов)
-Непреодолимые рыночные барьеры, создаваемые патентованием, лицензированием, запретительно высоким стартовым капиталом.
-Единственный производитель обладает всей полнотой рыночной власти по контролю над ценой производимой продукции.
-Есть возможность обеспечивать экономическую прибыль в краткосрочный и долгосрочный периоды времени.
Частным случаем рынка чистой монополии яв-ся естественная монополия.
Причины существования:
-производственно-технологические условия
-весь рыночный спрос на определенный товар невысок и может быть полностью удовлетворен единственным производителем
-если одна компания реализует положительный эффект масштаба, может обеспечить выпуск продукции с более низкими средними затратами, чем у множества конкурирующих между собой мелких фирм.
Обществу легче контролировать естественного монополиста, реализуя антимонопольное законодательство, проводя антимонопольную политику.
Стремясь увеличить валовой доход, монополист пойдет на снижение цены:
TR1= P1Q1 TR2=P2Q2 TR2>TR1
Максимальный совокупный доход (TR) при условии MR = 0.
EDp>1 (эластичность спроса)
Общий доход фирмы монополиста
TR = p*Q
Выбор фирмой монополистом оптимального объема назначение цены, производимой продукции:
MR=MC῀Q*
Qd: p=a-bQ
Pm>MC(Q*)
Pm>Pe
Показатель рыночной власти монополиста – индекс Лернера
0≤IL=Pm-MC/Pm=1-MC/Pm<1
Монополист существенно завышает цену по сравнению с затратами, ограничивает при этом объем продаж.
Pm>Pe
Q*<Qe
Чтобы максимизировать прибыль, монополист выпускает такой объем продукции, при котором MR = MC. Цена превышает предельный доход (P > MR). В случае простой монополии (не прибегающей к ценовой дискриминации) предельный доход всегда ниже ее цены. Когда спрос эластичен, значения предельного дохода положительны и общий доход растет. Когда спрос неэластичен, предельный доход меньше нуля и общий доход падает. Когда спрос единичной эластичности, MR = 0, общий доход максимален.
Когда спрос эластичен, предельная выручка больше нуля (MR>0) и совокупная выручка растет. А когда спрос неэластичен, предельная выручка меньше нуля (MR<0) и совокупная выручка падает. Предельная выручка меньше цены при всех уровнях выпуска:
- 1. Предмет экономической теории. Методы и функции экономической теории
- 2 Экономические ресурсы. Производственные возможности. Кривая производственных возможностей.
- 3.Экономическая система и её основные элементы.
- 4. Типы и модели экономических систем.
- 5. Собственность. Сущность, объекты и субъекты, типы и формы собственности.
- 6. Формы организации общественного хозяйства. Условия возникновения товарного производства.
- 7. Товар и его свойства.
- 8. Происхождение, сущность и функции денег. Ликвидность денег.
- 9. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.
- 10. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.
- 11. Ценовая эластичность спроса, факторы, влияющие на неё.
- 12. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса по цене.
- 13. Эластичность предложения.
- 14. Равновесие спроса и предложения. Дефицит и излишки.
- 15. Факторы производства. Производственная функция. Изокванты.
- 16. Фиксированные и переменные производственные факторы. Средний и предельный продукты. Закон убывающей отдачи.
- 17. Издержки производства и их классификация (бухгалтерские, внутренние, экономические).
- 18. Издержки фирмы в краткосрочном периоде.
- 19. Издержки производства в долгосрочном периоде.
- 20. Прибыль: сущность, источники, функции, виды прибыли.
- 21. Доходы фирмы. (общий, средний, предельный)
- 22. Типы конкурентных рыночных структур. Рациональное поведение фирмы в условиях конкуренции.
- 23. Рынок чистой конкуренции, его основные черты.
- 24. Определение цены и объёма производства в условиях чистой конкуренции (метод сопоставления валовых величин): условия максимизации прибыли
- 25. Определение цены и объёма производства в условиях чистой конкуренции (метод сопоставления предельных величин). Условие минимизации убытков
- 26. Чистая монополия. Определение цены и объёма в условиях чистой монополии.
- 27. Монополистическая конкуренция и её признаки. Определение цены и объёма производства в условиях монополистической конкуренции.
- 28. Олигополия, ее признаки. Олигополистическое ценообразование.
- 29. Рынки ресурсов и их особенности.
- 30. Рынок труда: сущность и функции. Спрос и предложение на рынке труда с совершенной и несовершенной конкуренцией.
- 31. Заработная плата: сущность, функции, номинальная и реальная заработная плата.
- 32. Понятие макроэкономики. Основные макроэкономические показатели.
- 33. Измерение объема национального производства. Ввп и способы его измерения.
- 34. Чистый внутренний продукт, национальный доход, располагаемый - личный доход. Чистое экономическое благосостояние.
- 35. Цели, методы и инструменты государственного регулирования экономики.
- 36. Государственный бюджет и его роль в макроэкономическом регулировании.
- 37. Налоговая система гос-ва.
- 38. Денежная система и её элементы. Сущность денежной массы.
- 39.Кредитная система и её структура. Сущность, функции и формы кредита.
- 40.Центральный банк и его функции. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка.
- 41. Инфляция и антиинфляционное регулирование.
- 42. Неравенство доходов в рыночной экономике. Кривая Лоренца.
- 43. Безработица и ее социальные последствия
- 45. Экономический цикл и его фазы. Виды циклов.