48 Особенности макроэкономического анализа
Макроэкономический подход к исследованию экономических процессов имеет ряд особенностей:
- он направлен на изучение принципов формирования агрегативных показателей, характеризующих уровень или тенденции развития экономики в целом
- в отличие от микроэкономического анализа, при котором решения фирм и потребителей и их действия на отдельных рынках рассматривались как независимые, макроэкономика рассматривает взаимодействия между субъектами через систему взаимосвязанных рынков;
- расширяется число экономических субъектов, определяющих состояние и развитие экономики
В макроэкономике используются агрегированные параметры. При анализе выделяют 4 экономических субъекта:
1. Сектор домашних хозяйств. Включает все частные хозяйственные ячейки внутри страны, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей.
2. Предпринимательский сектор представляет собой совокупность всех фирм, функционирующих внутри страны.
3. Государственный сектор – все государственные институты и учреждения. Государство занимается производством общественных благ – национальная безопасность, достижения фундаментальной науки, услуги государственной социальной и производственной инфраструктуры.
Для производства общественных благ государство закупает средства производства у фирм. Эти затраты вместе с затратами на оплату труда государственных служащих называют государственными расходами. Источником их покрытия служат налоги, взимаемые с домохозяйств и предпринимателей. Для упрощения будем считать, что инвестиции обеспечивает частный сектор.
Одной из важнейших функций государства является создание (предложение) денег.
Таким образом, экономическая активность государства проявляется в расходовании госбюджета, взимании налогов и предложении денег.
4. Остальной мир включает все экономические субъекты, имеющие постоянное местонахождение за пределами данной страны, а также иностранные государственные институты.
Каждый из этих макроэкономических субъектов взаимодействует с другими через кредитование и заимствование.
Макроэкономическое агрегирование распространяется и на рынки. Из множества рынков Кейнс выделил 4 основных:
1. Рынок благ. Продавцом выступают фирмы, покупателем – домохозяйства, фирмы и государство. Исчезает микроэкономическое понятие цены, предметом изучения становится абсолютный уровень цен и его изменение.
2. Рынок денег. Продавец – государство, покупатель – фирмы, домохозяйства и государство.
3. Рынок труда. Продавец – домохозяйства, покупатели – все субъекты.
4. Рынок капитала (ценных бумаг). Продавец – фирмы и государство, покупатели – все субъекты.
Рынок благ и рынок труда образуют реальный сектор экономики, а рынок денег и ценных бумаг – ее монетарный сектор.
- 82 Понятие экономического роста
- 80 Государственный долг
- 79 Дефицит государственного бюджета
- 77 Фискальная политика.
- 76 Воздействие налогов на экономику.
- 74 Финансовая система государства
- 73 Кривая Филлипса
- 72 Социально-экономических последствий инфляции
- 71 Главные причины инфляции
- 70 Определение инфляции, типы инфляции
- 69 Экономические издержки безработицы
- 68 Безработица: понятие, типы, последствия
- 67 Антициклическое регулирование
- 66 Понятие и фазы экономического цикла
- 65 Цели и инструменты кредитно-денежной политики
- 63 Денежный мультипликатор
- 62 Банковская система в рф.
- 61 Структура денежной массы
- 60 Сущность и функции денег
- 54 Модель ad-as
- 53 Понятие и факторы совокупного предложения
- 51 Ввп и общественное благосостояние
- 49 Система национальных счетов
- 48 Особенности макроэкономического анализа
- 47 Экономическая сущность земельной ренты
- 46 Рынок земли. Особенности земли как фактора производства
- 45 Рынок капитала
- 43 Экономическая природа и функции заработной платы
- 42 Специфика рынка труда
- 41 Особенности спроса и предложения на экономические ресурсы
- 38 Понятие и особенности монополистической конкуренции
- 37 Особенности олигополистического рынка
- 35 Экономическая природа и причины возникновения монополий. Организационные формы монополий
- 34 Признаки совершенной конкуренции:
- 33 Сущность конкуренции
- 32 Эффект масштаба
- 30 Понятие и виды издержек
- 29Бухгалтерский и экономический подходы к определению прибыли
- 28 Понятие и функции фирмы
- 20 Понятие эластичности, эластичность спроса
- 19 Государственное вмешательство в рыночный механизм ценообразования
- 15 Рыночное предложение: понятие, факторы, функция
- 14 Понятие спроса
- 13Понятия государственного сектора, государственной собственности, их роль в экономике.
- 12Понятие собственности
- § 2. Форма собственности
- 10 Субъект рынка
- 9 Понятие и виды экономических систем
- 8 Преимущества и недостатки рынка
- 7 Сущность и функции рынка
- 6 Кривая производственных возможностей
- 5 Понятие альтернативных издержек
- 4 Понятие факторов производства
- 3. Позитивный и нормативный подходы к анализу экономических явлений.
- 2. Понятие микро- и макроэкономики.
- 1.Предмет экономики. Сфера экономической деятельности. Экономические цели общества. Методы экономики.