logo search
Налоговая политика

Основные показатели деятельности малых и средних предприятий в 2012-2014 гг. По Российской Федерации

Показатель

Средние предприятия

Малые предприятия

2012 год

2013

год

2014 год

2012 год

2013

год

2014 год

Число предприятий (на конец года), тыс.

13,8

13,7

13,6

2003,0

2063,1

2103,8

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек

1719,5

1630,7

1674,2

10755,7

10775,2

10789,5

Средняя численность внешних совместителей, тыс. человек

29,9

28,5

27,1

639,6

627,7

954,7

Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, тыс. человек

46,3

46,3

46,2

288,6

292,9

289,7

Среднемесячная начисленная заработная плата работников, руб.

21537

23961

24012

16711

17948

18402,3

Оборот предприятий, млрд руб.

4710,6

4717,5

4942,9

23463,7

24781,6

26392,2

Инвестиции в основной капитал, млрд руб.

209,1

274,3

286,1

521,5

574,9

664,4

Внеоборотные активы, млрд руб.

1657,2

1689,7

1721,3

19628,5

63724,1

68745,1

Оборотные активы, млрд руб.

3443,9

3679,1

4021,9

18121,1

61358,8

62402,1

Капитал и резервы, млрд руб.

1267,4

1283,7

1294,3

17501,4

18591,1

19542,1

Таким образом, из табл.7 видно, что в РФ за 2012-2014 гг. число средних предприятий снизилось с 13,8 тыс. единиц до 13,6 тыс.единиц, а число малых предприятий выросло до 2103,8 тыс.единиц. Оборот средних предприятий вырос с 4710,6 млрд руб. до 4942,9 млрд руб., а у малых предприятий вырос до 26392,2 млрд руб.

В следующей табл. 8 представлена динамика числа предприятий по видам экономической деятельности (на конец года).

Таблица 8

Динамика числа малых и средних предприятий в РФ по видам экономической деятельности за 2012-2014 гг.

Показатель

Средние предприятия

Малые предприятия

2012 год

2013 год

2014 год

2012 год

2013 год

2014 год

Всего

13 767

13 684

13 570

2 003 038

2 063 126

2 103 799

в том числе по видам экономической деятельности:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

2 652

2 512

2 379

62 494

62 604

62 714

добыча полезных ископаемых

210

214

218

7 052

7 242

7 437

обрабатывающие производства

3 382

3 346

3 310

191 617

195 902

200 283

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

335

327

319

12 689

12 752

12 815

строительство

1 611

1 564

1 518

231 310

241 505

256 081

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

3 171

3 382

3 607

786 971

806 770

837 067

гостиницы и рестораны

143

120

101

56 067

59 152

62 407

транспорт и связь

615

579

545

129 676

136 908

144 543

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

1 311

1 314

1 317

408 941

418 898

429 097

образование

-

-

-

6 205

6 405

6 611

здравоохранение и предоставление социальных услуг

131

134

137

27 147

29 008

30 997

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

133

125

117

49 417

51 536

53 746

Данные табл. 8 наглядно свидетельствуют, что отраслевая структура среднего предпринимательства за анализируемый период практически не изменилась. Торговля и обрабатывающие производства явились наиболее предпочтительными для средних предприятий. Это может быть объяснено относительно меньшей потребностью в финансовых, трудовых и других ресурсах и более быстрой отдачей вложенных средств, что достаточно привлекательно для среднего бизнеса. В образовании, транспорте, ЖКХ, здравоохранении функционирует незначительное количество средних предприятий. В таких традиционно высокомонополизированных отраслях, как добывающая промышленность, образование, здравоохранение, ЖКХ и др., малые предприятия занимают сравнительно скромное место.

Таким образом, говорить о том, что рыночная экономика может нормально развиваться без участия СМП нельзя. Развитие предприятий малого бизнеса в России является одним из важных направлений решения экономических и социальных проблем. А важным условием экономического развития государства, стабильности государственного бюджета, социального и материального благополучия граждан выступает устойчивое развитие хозяйствующего сектора, в частности малого предпринимательства.

Налоговое администрирование представляет собой комплекс действий уполномоченных государственных органов и их должностных лиц, направленных на реализацию эффективной налоговой политики государства. Одним из аспектов налогового администрирования является проблема повышения эффективности функционирования налоговых органов, поскольку они играют ведущую роль в формировании бюджета государства, с одной стороны, а с другой - требуют для своей деятельности весьма существенных бюджетных расходов. Недостаточно рациональная организация структуры налоговой службы в целом и ее территориальных подразделений в частности ведет к повышению соответствующих затрат, требует координации их деятельности, сокращает потенциал налоговых органов.

Реализация основных направлений налогового администрирования направлена на построение экономически эффективной налоговой системы, на повышение уровня конкурентоспособности национальной экономики и, соответственно, уровня жизни населения.

Фискальная эффективность (ФЭ) налоговой системы или конкретного налога количественно может быть оценена как отношение абсолютного объема налоговых поступлений к расходам на налоговое администрирование (администрирование конкретного налога):

ФЭ = ОНП / РА,

где ОНП - объем налоговых поступлений (фискальная результативность);

РА - расходы на администрирование (в целом по системе или отдельного налога).

Показатель фискальной эффективности показывает, какой объем фискальных поступлений (в целом по системе или по отдельному налогу) государство получает с единицы израсходованных денежных ресурсов. Понятно, что различные налоги будут иметь разную фискальную эффективность, поскольку они имеют разный фискальный потенциал, а также не могут быть сопоставимы по уровню расходов на текущее администрирование. Высокую фискальную эффективность будут иметь налоги, обладающие высоким фискальным потенциалом, но которые при этом могут администрироваться на основе применения автоматизированных технологий (например, налог на добавленную стоимость, акцизы, земельный и транспортный налоги).

В таблице 9 автором представлен расчет фискальной эффективности налоговой системы РФ за период 2013-2015 гг., исходя из общего объема налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и расходов на содержание Федеральной налоговой службы РФ, в соответствии с формулой.

Таблица 9