logo
Налоговая политика

Глава 3. Направления оптимизации налогообложения прибыли организаций рф

В отношении налога на прибыль возникает ряд споров, связанных с начислением и уплатой налога. Основными проблемами налогообложения прибыли являются:

– неясная формулировка экономической обоснованности и документальной подтвержденности;

– в Налоговом Кодексе РФ отсутствует перечень документов обоснованности расходов;

– проблема определения периода признания конкретного вида расходов;

– в НК РФ не говорится об ошибках и противоречиях, имеющихся в документах.

Для обеспечения бюджетной устойчивости в среднесрочной и долгосрочной перспективе разрабатываются основные направления налоговой политики на плановый период, которая предусматривает необходимость сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики.

Таким образом, введение поправок и уточнений в налоговую систему Российской Федерации значительно снизит ошибки, допускаемые при расчете налога на прибыль, что в целом приведет к результативности применяемых экономических решений.

Существуют как минимум две главные причины, по которым реформирование всей системы налогообложения следует начинать с налога на прибыль. Во-первых, этот налог генерирует порядка 15 % бюджетных доходов; во-вторых, 18 из 20 % поступает именно в региональные бюджеты, и это ключевой момент, поскольку межбюджетные трансферты постоянно растут , что служит важным фактором обеспечения самостоятельности регионов.

Введение прогрессивной системы налогообложения, является идеальным механизмом для российской экономики, поскольку малый бизнес не получит дополнительного налогового бремени (в некоторых ситуациях даже сбросит дополнительные расходы), а крупный бизнес, спокойно с этим справится.

Большая часть российских компаний, а именно компании нефтегазового и высокотехнологичного секторов, готовы к повышению ставки налога на прибыль в комплексе с переходом к прогрессивной системе налогообложения. Это позволит исключить негативное влияние этой меры на малый и средний бизнес.

Снижение предельных эффективных ставок налогообложения прибыли увеличило стимулы бизнеса к декларированию реальной величины прибыли. Ликвидировалась основная часть льгот по налогу на прибыль, но ликвидация льгот компенсировалась разрешением больших амортизационных вычетов и понижением номинальной ставки налога. Все эти изменения привели к росту инвестиций бизнеса.

Действительно, это ляжет на них дополнительным бременем, но, в то же время, направит на более рациональное управление финансовыми потоками, особенно на рынках заимствований. Для государства это огромный плюс, ведь в свете социальной ориентированности бюджетной системы России, постоянного роста межбюджетных трансфертов дополнительные поступления по налогу на прибыль (без дополнительных усилий по налоговому администрированию, что очень важно) помогут реализовать многочисленные государственные программы, и в первую очередь на региональном уровне.

Так же приведем рекомендации для оптимизации налога на прибыль на уровне организаций.

Налоговое планирование оказывает огромное значение на эффективность деятельности компании: позволяет грамотно организовывать налоговый учёт, оптимизируя денежные потоки, управляя затратами и конечным финансовым результатом. При этом оптимизация должна осуществляться таким образом, чтобы она не имела отрицательные последствия на ликвидность и финансовую устойчивость хозяйствующего субъекта.

На оптимизацию налогообложения, в свою очередь, влияют выбранная учётная политика, разработанные схемы сделок и другие элементы планирования.

Однако даже самые чистые методы налогового планирования могут вызывать споры. В связи с этим очень важно учитывать риски при введении той или иной нормы налогового планирования.

На данный момент большое количество предприятий прибегают к противозаконным способам оптимизации налогов. Ведение второй бухгалтерии, использование фирм «однодневок», неприходование выручки и другие подобные меры относятся к нелегальным способам, выходящим за допустимые пределы оптимизации налогообложения.

Под пределами налоговой оптимизации подразумеваются границы разрешённого на законодательном уровне поведения или действий налогоплательщиков, направленных на снижение налоговых платежей. Пределы налоговой оптимизации, границы дозволенного поведения определяются действующим российским законодательством.

Самым важным налогом, за счет которого пополняется казна государства, является налог на прибыль организаций и предприятий. Налог на прибыль - представляет собой основной и неотъемлемый элемент всей налоговой системы любого современного государства. По сути, налог на прибыль - это фиксированный процент от доходов предприятия, который взымается налоговой службой и передается в бюджет страны, откуда полученные средства распределяются на поддержание тех или иных государственных структур, включая пенсионные фонды, обслуживание правительственных объектов, оплату и поддержку служб первой необходимости, больницы и службы скорой помощи, полицейские участки, поддержание государственной армии и на поддержку многих других государственных структур.

В первую очередь необходимо отметить, что под способом оптимизации налогообложения подразумеваются действия налогоплательщика, направленные на уменьшение налоговой базы по одному или нескольким налогам на законных основаниях.

Основными направлениями оптимизации налога на прибыль являются:

– обоснование и документальное подтверждение расходов, направленных на получение дохода от реализации продукции, работ, услуг и внереализационного дохода;

– обоснование критериев отнесения расходов к текущим, а не к расходам будущих периодов;

– осуществление контроля за размером расходов, регулируемых для целей налогообложения прибыли в соответствии с положениями гл.25 НК РФ: представительские, командировочные, страхование работников, имущества и др.;

– подписание договоров с покупателями, на тех условиях, что осуществления перехода права собственности будет происходить лишь по мере оплаты;

– обоснование отнесения дебиторской задолженности в разряд сомнительных долгов для обеспечения возможности формирования резервов по сомнительным долгам;

– рассмотрение возможностей применения ускоренной амортизации, в т. ч. путем приобретения имущества в лизинг.

Рассмотрим следующие способы оптимизации налога на прибыль для снижения нагрузки по налогу.

Во-первых, это оптимизация путём сокращения затрат, не относящихся на расходы.

В Налоговом кодексе чётко определён список расходов, которые не принимаются в качестве расходов и осуществляются только за счёт чистой прибыли. Нет смысла перечислять расходы, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Их можно посмотреть в ст. 270 НК РФ. В данной статье «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения» даётся чёткий список расходов.

Так как перечень неучитываемых расходов определён достаточно строго, то организация может составить вполне чёткую смету уже с учётом сокращения указанных в списке расходов. Однако не исключено, что различные расходы могут вызвать сомнения и вопросы у налоговых органов.

Во-вторых, оптимизация путём переноса убытков на будущее и создание резервов. Организация имеет возможность перенести убытки на будущее, уменьшая таким образом налогооблагаемую базу. Таким образом, налогоплательщик, получивший убыток, подлежащий переносу на будущее, вправе на всю сумму неперенесённого убытка или же на его часть уменьшить налоговую базу за отчётный период текущего года в налоговой декларации.

Создание резерва по сомнительным долгам можно использовать как ещё один инструмент налоговой оптимизации. Это позволит ежеквартально уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на прибыль. С возникновением таких долгов, налогоплательщик имеет право на создание резерва по сомнительным долгам. При этом в п.3 ст.266 НК РФ говорится о том, что сумма указанного резерва относится к внереализационным расходам и, следовательно, уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. При этом для того, чтобы создать резерв на всю сумму долга, необходимо, чтобы срок его возникновения превышал 90 дней. Руководствуясь п.4 ст.266 НК РФ заметим, если же срок задолженности составляет от 45 до 90 дней включительно, то можно создать резерв на сумму 50 % долга.

В-четвертых, оптимизация возможна путём использования других компаний. Одним из способов оптимизации может служить реорганизация фирмы путём выделения филиала в отдельную компанию. При этом отделившаяся фирма будет оказывать услуги аутсорсинга реорганизованной фирме.

В-пятых, для оптимизации налогообложения возможно использование лизинга. В чём же его эффективность? Преимущества применения ускоренной амортизации предмета лизинга заключаются в уменьшение налога на прибыль в период действия лизинговой сделки. Это достигается за счёт ускоренной амортизации и отнесения в полном объеме платежей по договору лизинга на себестоимость.

Применение способа ускоренной амортизации приобретённого лизингополучателем имущества позволяет снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за счёт увеличения размера амортизационных отчислений предмета лизинга. Указанный эффект достигается в период действия лизинговой сделки. При применении метода ускоренной амортизации необходимо контролировать соотношение общей величины расходов по лизингу и финансового результата деятельности фирмы, так как значительные суммы ускоренной амортизации, начисляемые по предмету лизинга могут привести к убыткам в периоды начисления ускоренной амортизации.

В-шестых, возможна оптимизация налогообложения с использованием агентского договора. Агентские отношения дают возможность не учитывать в доходах свою выручку в полном размере, а лишь в размере агентского вознаграждения. Это связано с тем, что сущность агентского договора заключается в том, что за выполненное поручение агент получает от принципала вознаграждение.

В-седьмых, оптимизация возможна в результате установления посредником для оффшора. Суть в том, что зарегистрированная в офшорной зоне компания выступает собственником товаров, которые от ее имени на территории РФ продает компания. Российская компания имеет доход только в размере комиссионного вознаграждения и всегда может вывести свои средства из оборота. Основная же доля выручки приходится на зарегистрированную в офшорной зоне или в иной более благоприятной для налогообложения зоне. Разница между ставками налога на прибыль в России и в зарубежном офшоре и есть выгода от использования такой схемы. Для этой же цели подойдут компании, зарегистрированные в «низконалоговых» регионах России.

Таким образом, оптимизация налогообложения главным образом зависит от разработанной на предприятии грамотной учетной политики. Прежде чем выбрать тот или иной способ учета, организации необходимо обосновать свой выбор с помощью расчетов налогов, величина которых зависит от альтернативного способа учета, и убедиться в правильности сделанного выбора. Это поможет фирме избежать проблем с налоговыми инспекторами, а также оптимизировать уплачиваемые налоги.