Основные показатели деятельности малых и средних предприятий в 2012-2014 гг. По Российской Федерации
Показатель | Средние предприятия | Малые предприятия | ||||
2012 год | 2013 год | 2014 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |
Число предприятий (на конец года), тыс. | 13,8 | 13,7 | 13,6 | 2003,0 | 2063,1 | 2103,8 |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек | 1719,5 | 1630,7 | 1674,2 | 10755,7 | 10775,2 | 10789,5 |
Средняя численность внешних совместителей, тыс. человек | 29,9 | 28,5 | 27,1 | 639,6 | 627,7 | 954,7 |
Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, тыс. человек | 46,3 | 46,3 | 46,2 | 288,6 | 292,9 | 289,7 |
Среднемесячная начисленная заработная плата работников, руб. | 21537 | 23961 | 24012 | 16711 | 17948 | 18402,3 |
Оборот предприятий, млрд руб. | 4710,6 | 4717,5 | 4942,9 | 23463,7 | 24781,6 | 26392,2 |
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. | 209,1 | 274,3 | 286,1 | 521,5 | 574,9 | 664,4 |
Внеоборотные активы, млрд руб. | 1657,2 | 1689,7 | 1721,3 | 19628,5 | 63724,1 | 68745,1 |
Оборотные активы, млрд руб. | 3443,9 | 3679,1 | 4021,9 | 18121,1 | 61358,8 | 62402,1 |
Капитал и резервы, млрд руб. | 1267,4 | 1283,7 | 1294,3 | 17501,4 | 18591,1 | 19542,1 |
Таким образом, из табл.7 видно, что в РФ за 2012-2014 гг. число средних предприятий снизилось с 13,8 тыс. единиц до 13,6 тыс.единиц, а число малых предприятий выросло до 2103,8 тыс.единиц. Оборот средних предприятий вырос с 4710,6 млрд руб. до 4942,9 млрд руб., а у малых предприятий вырос до 26392,2 млрд руб.
В следующей табл. 8 представлена динамика числа предприятий по видам экономической деятельности (на конец года).
Таблица 8
Динамика числа малых и средних предприятий в РФ по видам экономической деятельности за 2012-2014 гг.
Показатель | Средние предприятия | Малые предприятия | ||||
2012 год | 2013 год | 2014 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |
Всего | 13 767 | 13 684 | 13 570 | 2 003 038 | 2 063 126 | 2 103 799 |
в том числе по видам экономической деятельности: |
|
|
|
|
|
|
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 2 652 | 2 512 | 2 379 | 62 494 | 62 604 | 62 714 |
добыча полезных ископаемых | 210 | 214 | 218 | 7 052 | 7 242 | 7 437 |
обрабатывающие производства | 3 382 | 3 346 | 3 310 | 191 617 | 195 902 | 200 283 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 335 | 327 | 319 | 12 689 | 12 752 | 12 815 |
строительство | 1 611 | 1 564 | 1 518 | 231 310 | 241 505 | 256 081 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 3 171 | 3 382 | 3 607 | 786 971 | 806 770 | 837 067 |
гостиницы и рестораны | 143 | 120 | 101 | 56 067 | 59 152 | 62 407 |
транспорт и связь | 615 | 579 | 545 | 129 676 | 136 908 | 144 543 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 1 311 | 1 314 | 1 317 | 408 941 | 418 898 | 429 097 |
образование | - | - | - | 6 205 | 6 405 | 6 611 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг | 131 | 134 | 137 | 27 147 | 29 008 | 30 997 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 133 | 125 | 117 | 49 417 | 51 536 | 53 746 |
Данные табл. 8 наглядно свидетельствуют, что отраслевая структура среднего предпринимательства за анализируемый период практически не изменилась. Торговля и обрабатывающие производства явились наиболее предпочтительными для средних предприятий. Это может быть объяснено относительно меньшей потребностью в финансовых, трудовых и других ресурсах и более быстрой отдачей вложенных средств, что достаточно привлекательно для среднего бизнеса. В образовании, транспорте, ЖКХ, здравоохранении функционирует незначительное количество средних предприятий. В таких традиционно высокомонополизированных отраслях, как добывающая промышленность, образование, здравоохранение, ЖКХ и др., малые предприятия занимают сравнительно скромное место.
Таким образом, говорить о том, что рыночная экономика может нормально развиваться без участия СМП нельзя. Развитие предприятий малого бизнеса в России является одним из важных направлений решения экономических и социальных проблем. А важным условием экономического развития государства, стабильности государственного бюджета, социального и материального благополучия граждан выступает устойчивое развитие хозяйствующего сектора, в частности малого предпринимательства.
Налоговое администрирование представляет собой комплекс действий уполномоченных государственных органов и их должностных лиц, направленных на реализацию эффективной налоговой политики государства. Одним из аспектов налогового администрирования является проблема повышения эффективности функционирования налоговых органов, поскольку они играют ведущую роль в формировании бюджета государства, с одной стороны, а с другой - требуют для своей деятельности весьма существенных бюджетных расходов. Недостаточно рациональная организация структуры налоговой службы в целом и ее территориальных подразделений в частности ведет к повышению соответствующих затрат, требует координации их деятельности, сокращает потенциал налоговых органов.
Реализация основных направлений налогового администрирования направлена на построение экономически эффективной налоговой системы, на повышение уровня конкурентоспособности национальной экономики и, соответственно, уровня жизни населения.
Фискальная эффективность (ФЭ) налоговой системы или конкретного налога количественно может быть оценена как отношение абсолютного объема налоговых поступлений к расходам на налоговое администрирование (администрирование конкретного налога):
ФЭ = ОНП / РА,
где ОНП - объем налоговых поступлений (фискальная результативность);
РА - расходы на администрирование (в целом по системе или отдельного налога).
Показатель фискальной эффективности показывает, какой объем фискальных поступлений (в целом по системе или по отдельному налогу) государство получает с единицы израсходованных денежных ресурсов. Понятно, что различные налоги будут иметь разную фискальную эффективность, поскольку они имеют разный фискальный потенциал, а также не могут быть сопоставимы по уровню расходов на текущее администрирование. Высокую фискальную эффективность будут иметь налоги, обладающие высоким фискальным потенциалом, но которые при этом могут администрироваться на основе применения автоматизированных технологий (например, налог на добавленную стоимость, акцизы, земельный и транспортный налоги).
В таблице 9 автором представлен расчет фискальной эффективности налоговой системы РФ за период 2013-2015 гг., исходя из общего объема налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и расходов на содержание Федеральной налоговой службы РФ, в соответствии с формулой.
Таблица 9
- Бакалаврская работа Влияние налоговой политики государства на развитие бизнеса в России
- Содержание
- Глава 1. Основы налоговой политики государства 5
- Глава 2. Основные направления налоговой политики рф и их влияние на бизнес в России 33
- Глава 3. Направления оптимизации налогообложения прибыли организаций рф 56
- Введение
- Глава 1. Основы налоговой политики государства
- 1.1. Экономические основы налогообложения
- Трактовки функций налогов
- 1.2. Налоги в системе доходов государства, роль налога на прибыль, влияние налоговой политики на бизнес
- Рейтинг некоторых стран по уровню ставок налога на прибыль компаний
- Особенности законодательства зарубежных стран по налогу на прибыль
- 1.3. Сущность и виды налоговых политик государства
- Глава 2. Основные направления налоговой политики рф и их влияние на бизнес в России
- 2.1. Анализ поступления налоговых платежей в бюджетную систему рф
- Динамика поступлений налогов в консолидированный бюджет рф в 2013-2015 гг., млрд. Руб.
- Структура поступлений налогов в консолидированный бюджет рф в 2013-2015 гг., %
- Структура консолидированного бюджета рф в 2013-2015 гг.
- 2.2. Оценка эффективности налоговой политики рф
- Основные показатели деятельности малых и средних предприятий в 2012-2014 гг. По Российской Федерации
- Показатели фискальной эффективности налоговой системы рф
- 2.3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов
- Глава 3. Направления оптимизации налогообложения прибыли организаций рф
- Заключение
- Список использованной литературы
- Приложение 1