35.Основные моменты антимонопольного законодательства и его эффективность.
В рамках антимонопольной политики можно выделить два основных направления: демонополизацию и регулирование деятельности
предпринимательских монополий. Политика демонополизации направлена на снижение (ограничение роста) степени монополизации рынка.
Ее эффективное проведение в рамках переходной экономики предполагает, во-первых, разработку системы ограничений на слияния и иные
межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ограничению конкуренции. Закон РФ «О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает соглашения между конкурирующими фирмами,
занимающими в совокупности доминирующее положение на рынке, если их результатом может быть существенное ограничение конкуренции.
В том числе, запрещаются соглашения и согласованные действия. направленные на установление и поддержание цен, раздел рынков сбыта,
ограничение доступа на рынок других фирм и т.д. Положение фирм может быть признано доминирующим, если доля на рынке товара
превышает 35%. Этот критерий чрезмерно высок, что снижает действенность политики демонополизации.
Во-вторых, проведение деконцентрации (разукрупнения) сложившихся предпринимательских монополий. Высокий уровень концентрации и
специализации производства перестает быть экономически оправданным.
В-третьих, содействие конкуренции в монополизированных отраслях. Ее проведение заключается в стимулировании создания новых
предприятий в этих отраслях, в поощрении действующих предприятий Других отраслей к производству монополизированных видов
продукции, в поощрении импорта такой продукции. Средствами осуществления такой политики являются налоговые и таможенные
преференции, льготное кредитование предприятий. 2. Объектом регулирования является:
· деятельность естественных монополий;
· деятельность предпринимательских монополий;
· ценовое регулирование по продукции предприятий монополистов.
Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных
монополий, поэтому государственные органы управления определяют уровень цен и тарифов, а также основные параметры, характеризующие
объем и ассортимент предлагаемых товаров и услуг.
Регулирование деятельности предпринимательских монополий действующих на конкурентных рынках не заменяет, а защищает конкурентный
рыночный механизм. Законодательство РФ запрещает действие предпринимательских монополий, занимающих доминирующее положение на
рынке, направленные на ограничение конкуренции.
Также применяется ценовое регулирование по продукции предприятий монополистов. Посредством установления твердых фиксированных
цен или так называемых предельных цен, когда предприятию установлен максимальный уровень, до которого оно может повышать цену.
Централизованное регулирование цен блокирует действие конкурентного ценового механизма, препятствует нормальной работе рынка, т.е.
ценовое регулирование не следует использовать как универсальное средство антимонопольной политики.
Цели антимонопольной деятельности в нашей стране сформулируем кратко - насыщение рынка товарами и услугами .ликвидация дефицита:
· развитие конкуренции и пресечение недобросовестной конкуренции и тем самым формирование рыночных отношений;
· ограничение и пресечение деятельности сложившихся монополий и недопущение образования новых;
· борьба с нарушениями закона, препятствующими развитию нормального рынка, в том числе с коррупцией;
· поддержка новых, и прежде всего негосударственных экономических структур;
· защита прав потребителей.
- 1.Предмет экономической теории
- 13.Денежное обращение и его законы.
- 14.Сущность рынка и его функции.
- 15.Классификация рынков. Структура и виды национального рынка. Рынок потребительских товаров и платных услуг.
- 16.Рынок капитала.
- 17.Товарные биржи, их функции и механизьм функционирования.
- 18.Рынок ссудного капитала.
- 19.Рынок ценных бумаг. Виды ценных бумаг, их купля-продажа.
- 20.Фондовые биржи и механизм их функционирования.
- 21.Рынок рабочей силы
- 24.Предприятие (фирма) и его ф-ции.
- 25.Организационно-правовые формы предприятий (опфп).
- 26.Аренда и арендные отношения
- 27.Акционерные общества и их роль в организации производственной деятельности.
- 28.Акции и их виды.
- 29.Спрос и предложение в рыночной экономике
- 30.Эластичность спроса и предложения
- 31.Формирование рыночных цен равновесия. Конкурентная рыночная цена
- 32.Конкуренция, ее виды и функции.
- 35.Основные моменты антимонопольного законодательства и его эффективность.
- 36.Издержки производства, их виды и структура
- 38.Цена и ценообразование в рыночной экономике. Функции и виды цен.
- 2) Виды цен, различающиеся по степени и способам регулирования. Жестко фиксированные, твердые цены - назначаются гос.Органами
- 40.Маркетинг и роль инноваций в обеспечении устойчивости доходов.
- 1)Стратегия массового стандартизированного производства; 2) стратегия расширения сферы своей деятельности (диверсификация).
- 44.Национальный доход, его распределение и перераспределение. Фонд накопления и фонд потребления.
- 2 Уровень составляют частные и государственные банковские институты или коммерческие банки. К ним относят:
- 52.Понятие финансов. Финансовая система и ее элементы.
- 57.Денежные реформы.
- 62.Безработица, ее причины и формы, методы преодоления.
- 65.Формы и тенденции международных экономических отношений.
- 66.Свободные экономические зоны.
- 68.Международная торговля.
- 69.Внешнеэкономическая политика.
- 70.Торговый и платежный балансы страны.
- 71.Валютные отношения. Уровни конвертируемости Валют.
- 72.Валютный курс, его функции и режимы.Методы поддержания ваЛюТного курса.
- 74.Рыночная экономиКа и ее основные черты.
- 75.Приватизация госУдаРсТвЕнной собственности.
- 76.Предпринимательство и его роль в развитии рыночной экономики.
- 78.Финансовый капитал. Финансовая олигархия и формы ее господства.
- 2.Теоретическое учение физиократнов. Положили начало классич. Попит, э. Рост богатства общества физ-ты связывали только с естественным