logo search
Ekonomika_lektsii / Иохин / НТП

Специфика стоимости продукта науки

Обращаясь к стоимости научной продукции, необходимо подчеркнуть и ее специфику в сравнении с материально-вещественными благами или услугами, которые могут быть приравнены к обычному товару. Особенность стоимости научной продукции (как и ее потребительной стоимости) заключается в многоплановом ее проявлении.

Во-первых, открытым и очевидным проявлением стоимости интеллектуально-духовного продукта являются патенты, лицензии, ноу-хау, «инжиниринг», которые покупаются и продаются как прочие товары. Однако это только первый поверхностный стоимостной слой научной продукции.

Во-вторых, другой составляющей стоимости являются не затраты труда на создание научной продукции, а экономия труда как следствие ее воплощения, материализации. Речь идет об экономии и прошлого, и живого труда. Экономия прошлого труда выражается в сокращении расходов сырья и материалов на изготовление уже известных или новых благ, а также в экономии прошлого (овеществленного) труда, связанного с использованием более совершенных средств труда, основного капитала. Экономия живого труда проявляется в сокращении фонда заработной платы.

В-третьих, из создаваемой стоимости работниками в сфере материального производства и услуг необходимо вычленить участие всеобщего и совместного труда. Количественно это трудно реализуемо, хотя ниже мы остановимся на определенном выходе из этого затруднительного положения. В любом случае рост производительности живого труда в производстве не может рассматриваться в качестве заслуги только работников, занятых непосредственно в этом производстве. Это результат синергизма трех составляющих: труда собственно работников производства, совместного и всеобщего труда, т.е. труд работников, занятых непосредственно в производстве, должен рассматриваться как труд «оплодотворенный», обогащенный трудом работников науки и образования, которые формировали их рабочую силу и новые технические параметры используемых ими техники и технологий. В результате рост производительности труда в процессе хозяйственной деятельности

выступает как умноженная мультиплицированная производительная сила труда благодаря участию совместного и всеобщего труда.

Следовательно, мультипликационный эффект живого труда — это эффект синергизма двух видов живого труда: всеобщего и совместного, которые «оживают» в трудовой деятельности собственно работников, занимающихся производством товаров и оказанием услуг.

Итак, стоимость, создаваемая научным трудом (в широком смысле этого слова, с включением образовательной составляющей), складывается из стоимости собственно духовной потребительной стоимости, экономии прошлого и живого труда и стоимости, возникающей из роста производительности труда как проявления синергизма всеобщего, совместного труда и труда работников, занятых в производстве.