logo
Ekonomika_lektsii / Иохин / НТП

Совместный и всеобщий труд

Совместный труд предполагает непосредственную кооперацию индивидов, включая деятельность по единовременной передаче и усвоению знаний, тогда как всеобщий труд — это всякий научный труд, всякое открытие, всякое изобретение, не ограниченное ни временем, ни пространством, т.е. всеобщая работа человеческого ума. Можно сказать, что всеобщий труд — это комбинированный труд поколений, ибо он обусловливается частично кооперацией труда современников, частично

использованием труда предшественников. Только в таком взаимодействии и возможно, с одной стороны, сохранение интеллектуально-духовной составляющей бытия человечества, с другой — дальнейшее его обогащение и обновление в интересах не разрушения, а созидания как решающей предпосылки социально-экономического прогресса.

Если учесть, что стоимость проявляется только в обмене и как социальное явление, то с определенной степенью условности допустимо говорить о стоимости научного продукта. Другое дело, что многообразная гамма научной трудовой деятельности находит свое многоплановое проявление в меновых отношениях, что предопределяет многослойный характер стоимости продукта науки.

Итак, рассмотрим, из каких составляющих складывается стоимость продукта науки. Под последним здесь понимается не весь создаваемый продукт в сфере науки, а каждое отдельно взятое изобретение, открытие, принцип, метод, модель, новая формула продукта. Конечно, здесь мы абстрагируемся от фундаментальных и, в некотором плане, прикладных исследований, так как непосредственное их проявление в рыночных отношениях не прослеживается, а посему не поддается какой-либо количественной оценке. Однако нельзя забывать, что только исследования, как правило, становятся исходной научной базой для технического воплощения разработки, пилотной установки, образца. Именно к этому сегменту науки в наибольшей степени относится принцип всеобщности характера научной деятельности, который является главным препятствием в выявлении стоимостных отношений.