logo search
Диплом переделанный

1.2. Понятие и сущность таможенной процедуры реимпорта

Реимпорт товаров является одной из таможенных процедур, установленных ст. 202 Таможенного Кодека Таможенного союза и определяет для таможенных целей требования и условия пользования и распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза.

Реимпорт достаточно широко используется при осуществлении внешнеторговых операций, поскольку в целом ряде случаев возникает необходимость обратного ввоза ранее вывезенных с таможенной территории Таможенного союза товаров.

Следует иметь в виду, что действующая правовая база, регулирующая таможенные правоотношения в реимпорте, содержится в документах Таможенного союза и национальном законодательстве. Нормы, регулирующие реимпорт, включены в главу 39 Таможенного Кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и (главу 36 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Реимпорт на практике используется как процедура, имеющая самостоятельное значение, и как процедура, которая завершает действие некоторых других процедур.

Так, таможенная процедура экспорта предполагает вывоз товаров за пределы таможенной территории союза с целью их постоянного нахождения вне союза. В то же время могут возникнуть обстоятельства, требующие возврата ранее вывезенных товаров, например несоблюдение условий контракта. В этом случае реимпорт можно рассматривать как самостоятельную процедуру, поскольку процедура экспорта завершается вывозом товаров.

Таможенная процедура переработки вне таможенной территории союза предусматривает вывоз товаров с целью их переработки в установленные сроки с последующим обратным ввозом продуктов переработки. Таким образом, обратный ввоз товаров завершает процедуру переработки вне таможенной территории союза и с точки зрения таможенного регулирования рассматривается как процедура реимпорта.

Содержанием таможенной процедуры временного вывоза является вывоз товаров Таможенного союза с использованием их в течение определенного времени вне таможенной территории союза. Обратный ввоз таких товаров на территорию таможенного союза будут осуществляться с заявлением процедуры реимпорта, которая завершает временный вывоз товаров.

Ввоз ранее вывезенных товаров возможен с использованием таможенной процедуры выпуска товаров для внутреннего потребления, но в таком случае подлежат уплате ввозные таможенные пошлины, налоги с необходимостью соблюдения мер нетарифного регулирования, что не отвечает экономическим интересам участников внешнеторговой деятельности, осуществляющим экспорт товаров. Таможенная процедура реимпорта упрощает условия обратного ввоза товаров, освобождая декларанта от уплаты указанных платежей и соблюдения мер нетарифного регулирования.

В соответствии со статьей 292 ТК ТС содержанием данной процедуры является обратный ввоз товаров, ранее вывезенных с таможенной территории таможенного союза, на указанную территорию с соблюдением сроков, установленных статьей 293 ТК ТС, а именно в течение 3(трех) лет со дня, следующего за днем их перемещения через таможенную границу, без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Товары, помещенные под рассматриваемую процедуру, приобретают статус товаров Таможенного союза, исключение составляют товары, являющиеся продуктами переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, если целью переработки был безвозмездный ремонт. Данное исключение вызвано тем, что статья 253 ТК ТС предусматривает возможность вывоза в процедуре переработки товаров вне таможенной территории таможенного союза товаров, помещенных под процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, что сопряжено с ограничениями по пользованию и распоряжению такими товарами. Необходимо добавить, что данные товары имеют статус иностранных товаров, остающихся под таможенным контролем после их выпуска для внутреннего потребления. Однако это не является препятствием для вывоза их с целью переработки вне таможенной территории союза, как это предусматривает статья 253 ТК ТС.

Возврат таких товаров в виде продуктов переработки с использованием процедуры реимпорта не меняет их статуса, т.е. они остаются иностранными товарами, в противном случае изменение статуса вступало бы в противоречие с условиями помещения товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления (п. 3 ст. 210 ТК ТС).

Правовое положение товаров, помещенных под процедуру реимпорта, характеризуется тем, что они выступают как товары, выпущенные для свободного обращения, т.е. товары находятся в обороте на таможенной территории таможенного союза без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством.

Важным признаком содержания данной процедуры является, как уже указывалось, освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов и применения мер нетарифного регулирования.

Помещение обратно ввозимых товаров под таможенную процедуру реимпорта сопровождается рядом условий, которые содержатся в статье 293 ТК ТС.

Прежде всего, указанная статья перечисляет таможенные процедуры, сопровождавшие вывоз товаров с таможенной территории союза, которые допускают впоследствии воспользоваться реимпортом. Такими процедурами выступают экспорт; переработка на таможенной территории, если вывозились продукты переработки; временный вывоз; переработка вне таможенной территории, если ввозятся товары, не подвергавшиеся операциям по переработке, либо продукты переработки товаров, которые вывозились с целью переработки для безвозмездного (гарантийного) ремонта.

Помещение товаров под реимпорт обусловливается соблюдением сроков возврата товаров на таможенную территорию союза.

Товары, вывезенные в процедуре экспорта или являвшиеся продуктами переработки товаров, помещенных под процедуру переработки на таможенной территории и затем вывезенные в процедуре реэкспорта, могут быть помещены под реимпорт, если указанные товары помещаются под данную процедуру в течение трех лет со дня, следующего за днем их перемещения через таможенную границу при их вывозе с таможенной территории таможенного союза.

Таможенным Законодательством предусматривается возможность установления срока превышающего три года. Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 375 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур" определены категории товаров, для которых срок помещения под процедуру реимпорта может превышать трехгодичный срок. Это товары, использующиеся для строительства, промышленного производства, добычи полезных ископаемых и других подобных целей, а также товары, вывезенные в процедуре экспорта, для обеспечения функционирования посольств, консульств и иных официальных представительств государств - членов Таможенного союза за пределами таможенной территории союза, в отношении которых в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза принято решение о продлении срока помещения этих товаров под процедуру реимпорта. Таким образом, в решении Комиссии определена цель вывоза товаров.

Порядок продления срока реимпорта товаров в этом случае установлен ст.286 Закона РФ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Для продления срока декларант не позднее 30 дней до дня декларирования товаров направляет мотивированный запрос в Федеральную таможенную службу. В запросе должны быть изложены обстоятельства вывоза товаров с приложением таможенной декларации, сопровождавшей вывоз товаров, а также документы подтверждающие обстоятельства вывоза товаров, свидетельствующие о дате пересечения товарами таможенной границы союза, а так же содержащие сведения об операциях по ремонту товаров за пределами таможенной территории союза, если они производились.

Запрос рассматривается в срок не более 30 дней, при определенных условиях и более, например когда представлены не все необходимые документы. В таком случае запрос рассматривается в течение 15 дней со дня их представления.

Обращает на себя внимание положение статьи 286 Закона, в соответствии с которым решение о продлении срока реимпорта товаров принимает начальник структурного подразделения Федеральной таможенной службы, в компетенцию которого входят вопросы применения таможенных процедур, либо лицо, его замещающее.

Решение о продлении срока должно быть доведено до сведения декларанта и таможенного органа, в регионе деятельности которого будет производиться декларирование товаров по таможенной процедуре реимпорта. Кроме процедур экспорта и переработки на таможенной территории, товары могут быть вывезены в процедуре временного вывоза, в этом случае они должны быть ввезены обратно в течение срока временного вывоза.

Товары, помещенные под процедуру переработки вне таможенной территории, должны быть ввезены обратно в течение срока переработки.

Еще одним условием для реимпорта является то, что обратно ввозимые товары должны находиться в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки, хранения и использования.

Свои особенности данное условие (неизменность состояния) имеет в отношении товаров, вывезенных в процедуре временного вывоза, которая допускает иные изменения при использовании товаров при временном вывозе.

Неизменность состояния не касается продуктов переработки товаров, вывезенных в процедуре переработки вне таможенной территории союза с целью безвозмездного (гарантийного) ремонта, поскольку при ремонте качество товара меняется, например неисправное изделие доводится до работоспособного состояния.

Требованием для реимпорта является необходимость представления таможенному органу документов, содержащих сведения об обстоятельствах вывоза товаров с таможенной территории союза. Такими документами являются таможенная декларация, принятая при вывозе товаров, а также документы:

- подтверждающие обстоятельства вывоза товаров;

- свидетельствующие о дате пересечения товарами таможенной границы союза;

- содержащие сведения об операциях по ремонту товаров за пределами таможенной территории союза, если они производились.

Следует обратить внимание на то, что перечень документов ограничен. Представляется, что формулировка "документы, подтверждающие обстоятельства вывоза товаров" потребует дополнительных разъяснений, так как возникают вопросы, что следует понимать под такими документами: внешнеторговый контракт, лицензии, разрешения и т.д.?

Анализ условий помещения товаров под процедуру реимпорта делает необходимым более внимательно рассмотреть требование о неизменности состояния ввозимых товаров. ТК ТС принимает во внимание только изменения, вызванные естественным износом или убылью, произошедшими при нормальных условиях использования (эксплуатации) или транспортировки, хранения.

Следует отметить, что состояние товаров может измениться и при других обстоятельствах, например, при погрузке, выгрузке в результате неправильных действий товар был поврежден, в том числе до степени невозможности эксплуатации. Такие обстоятельства могут возникнуть до сдачи товара иностранному заказчику, т.е. перед поставщиком возникает обязанность поставить новый товар либо провести ремонтные операции по восстановлению поврежденного товара. Поврежденный товар нередко подлежит возвращению поставщику, так как в зависимости от характера повреждений выполнение восстановительных работ в ряде случаев возможно только на предприятии - изготовителе продукции.

При помещении такого товара под таможенную процедуру реимпорта необходимо соблюдение неизменности, в связи с чем возникнут соответствующие вопросы со стороны таможенных органов. Такие вопросы возникали при применении статьи 235 ТК ТС. Возврат поврежденного товара можно осуществить в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления, на чем, как правило, настаивали таможенные органы, но тогда необходимы уплата таможенных пошлин, налогов, что приводит к дополнительным расходам, и соблюдению мер нетарифного регулирования.

Следует отметить, что Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее - Конвенция) учитывает рассматриваемое обстоятельство. Стандартное правило 4 главы 2 специального приложения B Конвенции устанавливает, что в реимпорте не должно быть отказано на том основании, что товары были использованы или повреждены либо пришли в негодность во время нахождения за рубежом, что отвечает интересам предприятий-изготовителей.

Особенностью рассматриваемой процедуры является то, что ее декларантом может быть лицо, выступавшее декларантом одной из процедур, сопровождавших вывоз товаров с таможенной территории союза. В то же время пункт 4 статьи 293 ТК ТС устанавливает, что таможенным законодательством Таможенного союза могут быть установлены случаи, когда декларантом процедуры реимпорта может выступать иное лицо. Остается только предполагать, почему такие случаи не перечислены, но поскольку такая формула в ТК ТС имеется, то можно прийти к выводу, что они имеют место, тем более что Конвенция предусматривает возможность реимпорта, даже если товары реимпортируются иным лицом, нежели то, которое их экспортировало (специальное приложение B, глава 2, стандарт 3).

ТК ТС ограничивает круг таможенных органов, в которые возможно подать декларацию о реимпорте, такая операция допускается в государстве - члене Таможенного союза, в котором они были помещены под одну из процедур, указанных выше. Как уже указывалось, реимпорт осуществляется без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, но в то же время реимпорт предполагает возмещение налогов и процентов с них, когда суммы таких налогов в связи с вывозом товаров не уплачивались либо были возвращены, а также сумм иных налогов, субсидий и иных сумм, не уплаченных либо полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров.

Например, при экспорте товаров происходит освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, возможны какие-либо субсидии для поддержки экспорта, выплачиваемые экспортеру, возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях. Таким образом, при реимпорте участник внешнеторговой деятельности возвращается в первоначальное положение.

ТК ТС предусматривает два порядка возмещения таможенных пошлин, налогов и иных платежей. Возмещение ввозных таможенных пошлин, когда суммы таких пошлин в связи с вывозом товаров не уплачивались либо были возвращены, производится в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза. Ввозные таможенные пошлины возмещаются, например, когда обратно в реимпорте ввозятся продукты переработки товаров, помещенных ранее под процедуру переработки на таможенной территории и вывезенные в процедуре реэкспорта. Ввоз товаров на переработку на таможенной территории союза происходит без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки, поэтому обратный ввоз продуктов переработки влечет возмещение ввозных таможенных пошлин, налогов.

Возмещение налогов, субсидий и иных сумм производится в порядке и на условиях, которые установлены законодательством государств - членов Таможенного союза.

Статья 288 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" устанавливает, что при реимпорте подлежат уплате на счет Федерального казначейства, а в случаях, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза, на счет, определенный этим международным договором, суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и иных сумм, о которых уже указывалось.

Ответственность за уплату указанных платежей возлагается на декларанта, причем рассматриваемые платежи должны быть уплачены до выпуска товаров в процедуре реимпорта.

Некоторые товары могут вывозиться в процедуре экспорта с уплатой вывозных таможенных пошлин. Обратный ввоз таких товаров предполагает возврат уплаченных сумм вывозных пошлин, который возможен, если товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 293 ТК ТС, т.е. товары, помещенные под процедуру экспорта, и продукты переработки товаров, помещавшихся под переработку на таможенной территории союза, вывезенные в процедуре реэкспорта, помещены под реимпорт не позднее шести месяцев со дня, следующего за днем помещения таких товаров под процедуру экспорта. Обращает на себя внимание, что исчисление срока начинается не со дня пересечения товарами таможенной границы, а со дня их выпуска в экспорте.

Реимпорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию таможенного союза в сроки, установленные ст. 293 ТК ТС в течение 3 (трех) лет со дня следующего за днем их перемещения через таможенную границу при вывозе с таможенной территории таможенного союза и без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются в порядке и на условиях, определенных таможенным законодательством таможенного союза.

Порядок и технология совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, устанавливаются в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения (автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской, речной и другие), категорий лиц, перемещающих товары.2

От имени таможенных органов таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются должностными лицами таможенных органов, уполномоченных на совершение таких таможенных операций в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

Требования таможенных органов при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, должны быть обоснованы и ограничены требованиями, необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза.

Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, применяются одинаково независимо от страны происхождения, отправления и назначения товаров.

Помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных ТК ТС.

Товары, подлежащие ветеринарному, фитосанитарному и другим видам государственного контроля, могут быть помещены под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего контроля.

Помещение товаров под таможенную процедуру завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются в местах нахождения таможенных органов и во время их работы.

По мотивированному запросу декларанта либо таможенного представителя отдельные таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, могут совершаться вне места нахождения и вне времени работы таможенных органов.

При помещении товаров под таможенную процедуру лица, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для выпуска товаров.

При совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенные органы вправе требовать представления только документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и представление которых предусмотрено таможенным законодательством таможенного союза. Перечень документов и сведений, необходимых для выпуска товаров, и сроки их представления.

Выпуск товаров осуществляется при следующих условиях;

-если таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешение или иные документы, необходимые для выпуска товаров

- лицами соблюдены необходимые требование и условия

- в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги.

Выпуск товаров осуществляются таможенными органами в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня.

Таможенные органы не вправе отказать в принятии документов из-за наличия опечаток, технических или грамматических ошибок, которые не изменяют содержащиеся в документах данные, влияющие на принятие таможенным органом решения о выпуске товаров.

Документы, необходимые для выпуска товаров, могут быть представлены в форме электронных документов.

Таможенные документы заполняются на русском языке. В соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза и международными договорами государств - членов таможенного союза с иностранными государствами в целях упрощения и ускорения выпуска товаров могут применяться таможенные документы других государств, используемые для таможенных целей.

Заинтересованные лица или их представители вправе присутствовать при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру.3

По требованию таможенного органа заинтересованные лица или их представители обязаны присутствовать при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, в целях оказания содействия таможенным органам в их совершении.

Товары, необходимые для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведения учений, а также товары, подвергающиеся быстрой порче, живые животные, радиоактивные материалы, взрывчатые вещества, международные почтовые отправления, экспресс - грузы, гуманитарная и техническая помощь, сообщения и материалы для средств массовой информации и другие подобные товары помещаются под таможенную процедуру в первоочередном порядке.

Практика применения нового таможенного законодательства выявила значительное количества проблемных вопросов. Часть из них связана с неурегулированностью отдельных вопросов, отсутствием необходимых нормативно- правовых документов, касающихся применения перспективных технологий оформление товаров и таможенных средств. Связано с тем, что используемые таможенными органами программные средства должны обеспечивать реализацию положений союзного кодекса, решений КТС и соглашений. Для таможен необходимо повысить ответственность, обеспечить личный контроль по вопросам оформления и контроля товаров и транспортных средств в условиях действия ТК ТС, а также как таможенным органам, так и участникам ВЭД необходима дальше осваивать новые нормы и правила, чтобы обеспечить уверенное, грамотное и эффективное их использование в процессе оформления и контроля. Также необходимо уделять внимание управлению рисками в сфере применения таможенных процедур в Таможенном Союзе. Определение рисков в таможенной службе заключается в том, что риск- это возможные нарушения таможенного законодательства в процессе таможенного контроля при выпуске товаров (а также налогового, валютного или иных видов законодательства в сфере таможенного дела). При этом, неблагоприятные исходы при таможенных рисках это- выпуск партии товаров при наличии нарушений законодательства (при этом ущерб наносится интересам государства) или необоснованная задержка товаров (в этом случае потери несут предприниматели). Тогда общий ущерб от неблагоприятных исходов, будет представлять собой сумму потерь предпринимателей и государства, может быть выражен в денежной форме. Так, потери государства складываются из недопоступлений таможенных платежей в федеральный бюджет по причине недостоверного декларирования товаров, необоснованного возврата НДС участникам ВЭД, потерь отечественных производителей при занижении цен на импортные товары. Потери импортеров и экспортеров складываются из издержек в результате порчи товаров и увеличении срока их реализации.4

Управление риском в сфере применения таможенных процедур на таможенной территории ТС это систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а так же контролю за применением таможенных процедур и таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации. Таможенные службы России, Белоруссии и Казахстана с целью организации информационного взаимодействия для подтверждения фактического вывоза товаров через внешнюю границу ТС рассмотрели программу проведения внутригосударственных процедур, необходимых для подписания проекта Договора об объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза и проекта Соглашения об особенностях применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП /от 14.11.1975/ на таможенной территории Таможенного союза. В ходе встречи, в том числе обсуждались проблемные вопросы, возникающие при реализации Временной технологии информационного взаимодействия таможенных органов государств - членов ТС при контроле над перевозками товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, утвержденной 11 марта 2010 года.

Киотская конвенция оказывает максимальное содействие развитию международной торговли, устраняя расхождения в таможенных процедурах и правилах, а также упрощая их и гармонизуя, без ущерба для эффективности таможенного контроля. Преамбула Конвенции определяет основные принципы деятельности сторон. В частности, таможенные процедуры должны быть предсказуемыми, последовательными и прозрачными; необходимая информация, касающейся таможенного законодательства, должна предоставляться в полном объеме; при осуществлении таможенного регулирования должны применяться современные методы, такие как контроль на основе управления рисками, аудит и максимальное практическое использование информационных технологий.

Присоединяясь к Конвенции, Россия принимает на себя обязательства выполнять нормы и принципы Генерального приложения, являющегося ее неотъемлемой частью. Оно содержит базовые принципы и правила контроля, оформления, процедур, платежей, взаимоотношений между таможенными органами и участниками ВЭД, разрешения споров по таможенным вопросам и т.д.

На дальнейшее формирование правовой базы таможенного союза в рамках ЕврАзЭС направлено соглашение, ратифицированное в тот же день российскими сенаторами. Оно заключено с целью обеспечения благоприятных условий торговли таможенного союза с третьими странами и дальнейшего развития экономической интеграции сторон таможенного союза.

Спорные вопросы разрешаются путем переговоров, а при невозможности их урегулирования – в Суде Евразийского экономического сообщества. Парламент Казахстана уже ратифицировал данное соглашение, а Белоруссии осуществляются внутригосударственные процедуры по его ратификации.

РФ приняла Федеральный закон Государственной Думой 20 октября 2010 года и одобрен Советом Федерации 27 октября 2010 года., а Президент подписал Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года». Данным законом предусмотрено присоединение Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесений изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 мая 1999года, являющееся необходимым этапом на пути вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

Таким образом, реимпорт представляет собой таможенную процедуру, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию таможенного союза. Реимпорт достаточно широко используется при осуществлении внешнеторговых операций, поскольку в целом ряде случаев возникает необходимость обратного ввоза ранее вывезенных с таможенной территории Таможенного союза товаров.