Затраты на качество продукции
Затраты на качество могут составлять для промышленных предприятий большие суммы. Причем они тем больше, чем больше брак, который надо устранять (иногда это до 40-50% всех издержек производства).
Классификации затрат на качество продукции. В 60-х годах XX века американские специалисты Дж. Джуран и А. Фейгенбаум предложили следующую классификацию затрат на качество:
затраты на предупреждение дефектов (на обучение персонала и отдела качества);
затраты на оценку уровня качества (контроль, испытания и проверка деятельности по обеспечению качества);
убытки от брака (за счет устранения дефектов и из-за рекламаций).
Японские специалисты усовершенствовали классификацию затрат на качество:
полезные затраты – предупреждение дефектов;
убытки - оценка уровня качества и брак.
В ряде стран разработаны стандарты затрат на качество. Пример, британский стандарт ВS 6143 предусматривает деление затрат на качество продукции на две группы:
на соответствие – предупредительные меры и на стандарты (нормы) качества;
на отказы – уменьшение прибыли.
Каждая из этих групп подразделяется в свою очередь на следующие четыре подгруппы:
предупредительные затраты (планирование качества, разработка измерительной техники для контроля качества, обучение, анализ и т. п.);
оцениваемые затраты (допроизводственный контроль спроектированной продукции, контроль и испытания в процессе производства и т.п.);
затраты, обусловленные внутренними отказами (до передачи продукции потребителю выявляется несоответствие продукции и она перерабатывается или утилизируется);
затраты, обусловленные внешними показателями (после передачи потребителю выявляется несоответствие продукции).
- 1 Трактовки термина «качество»
- 2 Экономические аспекты качества. Цель управления качеством
- 2.1 Экономические аспекты качества
- 2.1.1 Факторы, которые влияют на качество продукции
- 2.1.2 Распространенные ошибочные взгляды на проблему качества
- Затраты на качество продукции
- 2.1.3 Качество продукции и маркетинг
- 2.2 Цель управления качеством
- 2.2.1 Понятие управления качеством
- 2.2.2 Цель управления качеством