Предпочтения потребителя и кривая безразличия
Представление об убывающей предельной полезности не только лежит в основе реализации закона спроса, но и играет важную роль в объяснении того, каким образом потребителям следует распределять свой денежный доход между различными товарами и услугами, которые они могут купить. А в силу того, что денежный доход имеет ограниченную величину, все потребители испытывают сдерживающее влияние бюджета. Это вынуждает их так распоряжаться своим денежным доходом, чтобы извлечь из него как можно большую полезность. При этом потребитель вынужден идти на компромиссы, он должен выбирать между альтернативными продуктами, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в свое распоряжение наиболее удовлетворительный, с его точки зрения, набор товаров и услуг.
Очевидно, что в реальной действительности спрос потребителя на некоторый товар зависит от намерений по закупке других товаров не только с точки зрения полезности (чем больше покупается яблок, тем меньше купят груш). Иначе говоря, потребитель сталкивается с необходимостью выбора оптимального набора или комбинации нескольких приобретаемых товаров. Причем сокращение потребления одного товара может быть заменено (компенсировано) увеличением потребления другого товара без снижения общей полезности данного товарного набора.
Проблема выбора оптимального набора товаров в экономической науке решается посредством использования "кривых безразличии" (были введены Ф. Эджуортом в XIX в.), которые служат для анализа потребительских предпочтений.
Каждый потребитель имеет свои предпочтения в отношении всей совокупности товаров и услуг, предлагаемых на рынке. В силу этого каждый из бесконечного множества наборов товаров и услуг занимает в этой системе иерархии определенное место. В то же время среди этих наборов есть и такие, которые представляются потребителю равнозначными или равновесными. Так, например, он может предпочесть 5 яблок 2 грушам или 2-м яблокам - 6 груш. Но сделать, например, выбор между целым набором, состоящим из 6 яблок и 4 груш, с одной стороны, и 3-х яблок и 8 груш, с другой стороны, трудно, так как потребитель может быть согласен на то и другое. В этом случае говорят, что данному потребителю (в данный момент) безразлично, какой из двух наборов он получит: оба они находятся на одной и той же кривой безразличия.
Кривая безразличия - это графическое отображение предпочтений потребителя.Любая точка на данной кривой безразличия отражает разные количества двух товаров, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей, то естьобладают одной и той же общей полезностью.
Для того чтобы построить кривую безразличия, следует исходить из следующих допущений:
потребляется набор из двухэкономическихблаг;
потребитель способен оценивать и сравнивать по полезности различные сочетания экономических благ(допустим, набор К — 10 ед. А и 2 ед. В — имеет одинаковую полезность с наборомL— 6 ед.Аи 4 ед. В);
если набор К предпочтительнее набора L, а наборLпредпочтительнее набораM, то и наборKпредпочтительнее набораM. Эту взаимосогласованность предпочтений называюттранзитивностью;
большие количества экономических благ всегда предпочитаются меньшим количествам, т.е. предполагается, что потребности полностью не насыщаются.
Для построения кривой безразличия используем данные, приведенные в табл. 2.2.
Таблица 2.2.
Комбинации благ А и В, имеющие одинаковую полезность для потребителя Х (гипотетические данные)
Наборы благ А и В | Количество блага А | Количество блага В |
K | 10 | 2 |
L | 6 | 4 |
M | 4 | 8 |
N | 9 | 12 |
Данные, приведенные в табл. 2.2., изобразим графически. Если по вертикали мы будем откладывать количество яблок (продукт А), а по горизонтали количество груш (продукт В),то получим точки, через которые можно провести кривую, называемую кривой безразличия (рис. 2.7.).
Каждая точка на этой кривой представляет одну из комбинаций продукта АиВ,в равной мере удовлетворяющих потребителей. Это значит, каждая такая комбинация продуктов обладает одинаковой совокупной полезностью. Таким образом, кривые безразличия показывают возможные комбинации продуктовА иВ,дающие потребителю равный объем удовлетворения потребности. Эти кривые используются для изучения и отражения потребления индивидуальных потребителей.
Однако в определенных случаях потребитель может заменить один товар другим. При этом товар-заменитель называют "субститутом". Предельная норма замещения (MRS) показывает, в какой степени потребитель готов заменить один товар другим (товар А товаром В), так, чтобы получить при этом удовлетворение потребности. Уменьшающийся наклон кривой безразличия показывает, что готовность потребителя к замещению товара А товаром В уменьшается по мере перемещения вниз по этой кривой. Это объясняется изменением: 1) предельной полезности того или иного товара, 2) изменением его количества. Так, чем больше количество продуктаВ,тем меньше предельная полезность его дополнительных единиц, а чем меньше продуктаА,тем больше его предельная полезность. Это значит, что при перемещении вниз по кривой безразличия потребитель будет готов отказаться от все меньшего и меньшего количества продуктаАв порядке компенсации за приобретение каждой дополнительной единицыВ.В результате получаем кривую с убывающим наклоном. Вместе с тем, наклоны кривых безразличия могут быть более крутыми и более пологими, вертикальными и горизонтальными прямыми (рис. 2.8.).
Допустим, что все кривые безразличия рис. 2.8. отражают набор из двух товаров, но для разных потребителей: кинофильмы (вертикальная ось) и театральные спектакли (горизонтальная ось).
Как видим, для первого потребителя (рис. 2.8, а) театральные спектакли предпочтительнее, он готов пожертвовать значительным количеством кинофильмов ради одного спектакля (предельная норма замещения высока). Второй потребитель (рис. 2.8, б) предпочитает кинофильмы, меньше любит театр, поэтому кривая безразличия более пологая (предельная норма замещения низка). Третий потребитель (рис. 2.8, в) — заядлый театрал, он посещает только театр и не ходит в кино. Предельная норма замещения театра кинофильмом равна 0. И наконец, четвертый потребитель (рис. 2.8, г) не любит театр и ходит только в кино. Предельная норма замещения кинофильма театральной пьесой для него равна 0.
Рис. 2.8. Кривые безразличия разных потребителей
Кроме того, кривые безразличия отличаются и в случаях с совершенными субститутами и совершенно комплиментарными благами. Кинофильмы и театральные постановки могут быть для некоторого зрителя совершенными субститутами, т.е. он оценивает их полезность одинаково (рис. 2.9,а). Это значит, что каждый кинофильм может без ущерба быть заменен театральной пьесой и наоборот. В этом случае предельная норма замещения всегда равна 1, а кривая безразличия выглядит как прямая с наклоном, равным 1. В качестве абсолютных комплиментарных благ рассмотрим автомобили и номерные знаки. Они не могут замещать друг друга, поэтому предельная норма замещения каждого товара по отдельности равна 0. Их потребление возможно только вместе, причем два автомобиля требуют двух номерных знаков, три — трех и т.д. Поэтому кривые безразличия для таких товаров отличаются (рис. 2.9, б).
Рис. 2.9. Кривые безразличия для совершенных субститутов и совершенно комплиментарных благ
Уменьшение предельной нормы замещения означает, как уже отмечалось, уменьшение предельной полезности (х) и соответственно увеличение предельной полезности (y). Тогда MRSможно представить как отношение предельных полезностейхиy:
MRSxy = MUx / MUy.
Таким образом кривые безразличия имеют следующие свойства:
любая точка на кривой безразличия определяет набор благ А и В, обеспечивающий потребителю одинаковую полезность (х);
кривая безразличия имеет отрицательный наклон, так как между количествами благ А и В существует обратная связь. Двигаясь от комбинации К к комбинации М, потребитель увеличивает полезность, получаемую от блага В, и уменьшает на такую же величину полезность от блага А;
кривая безразличия имеет вогнутый вид (иногда говорят выпуклый по отношению к началу координат). Вогнутость кривой объясняется уменьшением предельной нормы замещения;
наклон кривой безразличия отражает величину предельной нормы субституции (замещения).
Кривая безразличия всегда соответствует некой определенной величине совокупной полезности. В то же время существует возможность изобразить целую серию таких кривых безразличия, которая называется картой безразличия.
Карта безразличия -это набор кривых безразличия, каждая из которых соответствует различной величине совокупной полезности благ. Причем каждая следующая кривая, дальше отстоящая от начала координат, соответствует большей величине совокупной полезности. Это значит, что любая комбинация продуктов А и В, показанная точкой на кривой IV, обладает большей полезностью, чем любая комбинация А и В, показанная точкой на кривыхI,IIили III. Кривые на карте безразличия никогда не пересекаются (рис. 2.10.).
Рис. 2.10. Карта кривых безразличия, выражающих неодинаковую полезность разных наборов благ А и В
- 1.Введение 4
- Основы теории поведения потребителя
- Потребности и экономические блага: сущность, классификация. Понятие "рациональный потребитель"
- Понятие предельной и общей полезности. Закон убывающей предельной полезности. Проблема оценки полезности потребляемых благ
- Основы поведения потребителя и условие максимизации полезности
- Предпочтения потребителя и кривая безразличия
- Бюджетные ограничения потребителя. Равновесие потребителя. Эффекты дохода и замещения
- Теория производства фирмы
- Цели и факторы производства
- Производственные фонды предприятия: понятие, их кругооборот и оборот, структура
- Проблема оптимального сочетания факторов производства. Понятие производственной функции
- Продукт предприятия (фирмы): общий, средний, предельный. Закон убывающей отдачи факторов производства. Равновесие производителя
- Издержки производства
- Понятие и классификация издержек производства
- Издержки производства в краткосрочном периоде
- Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба
- Себестоимость продукции. Классификация затрат. Направления снижения системности
- Доходы предприятия
- Доход предприятия и его виды
- Прибыль предприятия: понятие, функции, источники и виды
- Рентабельность: сущность, показатели и пути ее повышения
- Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции
- Общая характеристика рыночных структур
- Поведение фирмы в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции
- Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы
- Предприятие (фирма) в условиях несовершенной конкуренции
- Подходы к трактовке понятия несовершенной конкуренции
- Фирма в условиях чистой монополии
- Монополистическая конкуренция и поведение предприятий
- Поведение фирмы в условиях олигополии
- Антимонопольное регулирование
- Ценообразование на факторы производства
- Особенности ценообразования на рынках ресурсов
- Рынок труда и особенности его функционирования в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
- Заработная плата: сущность, функции, формы и системы
- Рынок капитала: понятие, структура, особенности функционирования
- Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования и факторы
- Ценные бумаги и рынок ценных бумаг
- Рынок природных ресурсов: земельная рента и цена земли
- Механизм микроэкономического регулирования развития предприятия (фирмы)
- Понятие и структура механизма микрорегулирования
- Менеджмент в системе микроэкономического регулирования: понятие, функции и уровни
- Маркетинг в системе управления фирмой
- Государственное регулирование деятельности предприятия (фирмы)
- Литература