47. Анализ объема выпуска продукции
Для анализа объема выпуска продукции используется система показателей, определяющих состояние динамики, резервы роста объема выпуска. Объем выпуска может оцениваться как в стоимостном, так и в натуральном, условно-натуральном выражении (трудовом).
Стоимостные показатели делятся на две группы:
• полностоимостные показатели – определяются на основе цены продукции. К ним относятся: товарная продукция (стоимость всей произведенной за период готовой продукции, работ, услуг); валовая продукция (стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ независимо от степени их готовности, выражаемая в сопоставимых ценах).
• элементностоимостные показатели, исчисленные на основе отдельных статей себестоимости или путем исключения из себестоимости некоторых элементов. Наиболее популярный – чистая продукция. Данный показатель определяется на основе товарной или валовой продукции за вычетом материальных затрат и амортизации. Показатель чистой продукции применяется при анализе соотношений темпов роста производительности труда и средней заработной платы, для оценки уровня фондоотдачи и др.
Объем выполненных работ определяется показателем трудоемкости количеством затраченного труда на единицу продукции, который относится к трудовым показателям. Данный показатель позволяет выявить влияние побочных факторов на показатели объема производства и выпуска. Трудоемкость определяется с помощью следующих измерителей:
1. Нормо-часы (характеризуют затраты труда, но не качество).
2. Нормативная стоимость обработки (формируется на базе соотношения цены, прибыли, прямых материальных затрат и характеризует только стоимость обработки).
3. Нормативная заработная плата норма оплаты труда за единицу продукции. Данные показатели привлекаются для анализа выполнения плана по объему производства в тех случаях, когда невозможно использовать натуральные единицы измерения, т. е. наблюдается многономенклатурность.
Анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции (расчета индексов динамики, базисных и цепных темпов роста). Оценка выполнения плана по объему выпуска осуществляется на основе сравнения данных за предшествующий период, плановых и фактических данных. Находятся абсолютные отклонения (в %) планового и фактического выпуска в отчетном году от соответствующего показателя базисного года.
Совокупность показателей оценки объема выпуска используется для обобщения оценки общего выполненного объема производства.
Факторы, влияющие на выпуск продукции, сосредоточены в наличии и использовании групп соответствующих ресурсов. По экономическому содержанию их объединяют в три группы: рабочая сила, средства труда, предметы труда.
Резервы роста объема производства – количественно измеримые возможности их увеличения за счет улучшения использования ресурсов предприятия. Факторы, влияющие на выпуск товарной продукции, заключены в наличии и использовании групп соответствующих ресурсов. По экономическому содержанию их объединяют в три группы: рабочая сила, средства труда, предметы труда. Для полноты подсчета резервов, прежде всего, определяют решающую группу ресурсов, с которой начинается поиск резервов. Для этого изучается структура затрат на производство, что позволяет понять, к какой группе относится производство данной продукции – фондоемкой, материалоемкой, энергоемкой или трудоемкой, после чего составляется соответствующая факторная модель.
Поиск прочих резервов проводится с целью укомплектования резервов, выявленных по решающей группе ресурсов. Расчет величины резервов по каждой группе ресурсов возможен с помощью элиминирования. За величину резерва принимается сумма отрицательного влияния качественного фактора.
Сводный резерв реализации складывается из суммы резерва увеличения выпуска товарной продукции и снижения остатков нереализованной товарной продукции.
- 1. Содержание, предмет и принципы экономического анализа
- 2. Задачи анализа и его роль в управлении хозяйственной деятельностью
- 3. Информационное обеспечение экономического анализа. Систематизация и обработка экономической информации
- 4. Типология видов экономического анализа
- 5. Метод и методика экономического анализа
- 6. Традиционные приемы экономического анализа
- 7. Детерминированное моделирование факторных систем
- 8. Способы измерения влияния факторов в детерминированных моделях
- 9. Метод цепных подстановок
- 10. Индексный метод в факторном анализе
- 11. Интегральный метод факторного анализа
- 12. Метод выявления изолированного влияния факторов
- 13. Способы детерминированной комплексной оценки результатов деятельности
- 14. Эвристические приемы решения экономических задач
- 15. Способы определения современной стоимости денег и наращенной суммы вложений
- 16. Способы соизмерения разновременных затрат, результатов и эффектов. Оценка инвестиционных рисков
- 17. Способы изучения корреляционных взаимосвязей
- 18. Базовые способы и модели прогнозирования деловой активности
- 19. Сущность, содержание, принципы финансового анализа. Основные группы пользователей бухгалтерской отчетности
- 20. Система показателей анализа финансовой отчетности
- 21. Информационное и организационное обеспечение проведения анализа и оценки результатов деятельности хозяйствующих субъектов
- 22. Анализ имущественного положения организации и оценка эффективности использования ее активов
- 23. Горизонтальный и вертикальный анализ статей бухгалтерского баланса. Коэффициентные и факторные методы анализа
- 24. Многофакторный комплексный анализ рентабельности активов
- 25. Анализ основного капитала и оценка эффективности его использования
- 26. Система частных и обобщающих показателей анализа состояния оборотного капитала и его использования
- 27. Сущность и содержание, состав, структура и движение капитала организации
- 28. Система показателей оценки эффективности использования собственного и заемного капитала
- 29. Анализ цены основных источников финансирования деятельности организации
- 30. Леверидж (финансовый рычаг). Эффект финансового рычага
- 31. Факторный анализ рентабельности собственного и заемного капиталов
- 32. Система показателей и методика оценки ликвидности активов, платежеспособности и финансовой устойчивости
- 33. Организационно-правовой механизм оценки состояния банкротства хозяйствующих субъектов
- 34. Выявление и обоснование причин возникновения банкротства
- 35. Понятие финансовых результатов и действующий порядок их формирования
- 36. Факторный анализ формирования прибыли от продаж и оценка запаса финансовой прочности
- 37. Экономическая сущность, содержание и состав доходов и расходов организации
- 38. Анализ и оценка состава, структуры и динамики доходов и расходов
- 39. Анализ и оценка финансового положения организации как инструменты принятия обоснованных управленческих решений
- 40. Анализ и оценка кредитоспособности заемщика
- 41. Состав, структура и движение денежных средств по видам деятельности организации
- 42. Прямой и косвенный методы анализа движения денежных средств
- 43. Коэффициентный метод как инструмент факторного анализа в оценке движения денежных средств
- 44. Методика корректировки показателей бухгалтерской отчетности организации в условиях инфляционной экономики
- 45. Корректировка показателей бухгалтерской отчетности организации с использованием метода gpp
- 46. Общие методические подходы к организации контроля с использованием методов и процедур экономического анализа
- 47. Анализ объема выпуска продукции
- 48. Анализ затрат на производство продукции
- 49. Методы и процедуры анализа формирования прибыли по результатам производственной деятельности
- 50. Комплексная оценка интенсификации производственно-финансовой деятельности организации
- 51. Правовое обеспечение и понятийный аппарат анализа инвестиционной деятельности
- 52. Цель и задачи анализа инвестиционной деятельности
- 53. Информационная база и система показателей анализа долгосрочных инвестиций
- 54. Анализ и оценка денежных потоков от инвестиционной деятельности
- 55. Методы и показатели оценки долговременных инвестиций
- 56. Системный подход к анализу хозяйственной деятельности
- 57. Система показателей эффективности использования материальных ресурсов
- 58. Система показателей себестоимости продукции
- 59. Система показателей прибыли коммерческих организаций
- 60. Показатели использования трудовых ресурсов
- 61. Показатели использования основных производственных фондов. Методика их анализа
- 62. Показатели объемов производства и продаж. Их формирование и взаимосвязь
- 63. Статистические и экономико-математические, количественные и качественные методы экономического анализа
- 64. Экономико-математическое моделирование как способ изучения и оценки хозяйственной деятельности