45. Корректировка показателей бухгалтерской отчетности организации с использованием метода gpp
Инфляция приводит к значительным изменениям стоимости активов и пассивов организации. Игнорирование влияния инфляционных процессов на оценку активов и пассивов предприятия приводит к искажению достоверности информации финансовой отчетности, неправомерным результатам и выводам анализа динамики ее показателей. В условиях инфляционной экономики показатели бухгалтерской отчетности корректируются с использованием одной из существующих методик, как правило, основанных на динамике уровня цен. Один из методов такой корректировки – метод GPP (General Purchasing Power).
Модель корректировки учета в постоянных ценах (General Purchasing Power – GPP) основана на применении общего индекса цен к периодическому пересчету показателей отчетности с учетом изменения покупательной способности денежной единицы. Данный метод (модель) базируется на концепции финансовой природы капитала. Основной целью корректировки методом GPP является представление финансовой отчетности в единообразных единицах покупательной способности. При этом не учитывается динамика цен по отдельным компонентам активов и пассивов.
При использовании GPP на индекс инфляции корректируются неденежные статьи баланса (за исключением нераспределенной прибыли и любых сумм дооценки). Формула такой корректировки при пересчете показателей финансовой отчетности (инфлирование):
Ki′= Ki ⋅IЦ,
где K – скорректированное (пересчитанное) значение показателя i-го периода; Ki – первоначальное значение показателя i-го периода; IЦ – индекс цен отчетного периода по сравнению с i-м периодом.
Или:
где IЦ(тек./0) – индекс цен отчетного периода по сравнению с базисным (нулевым) периодом; IЦ(прошл./0) – индекс цен прошлого периода по сравнению с базисным (нулевым) периодом.
Формула пересчета показателей отчетности в цены предыдущего отчетного периода (процесс дефлирования) имеет вид:
K′Тек = Ктек/IЦ
где K′Тек – скорректированное (пересчитанное) значение показателя текущего отчетного периода; Ктек – первоначальное значение показателя текущего отчетного периода; IЦ – индекс цен отчетного периода по сравнению с каким-либо предшествующим периодом, выбранным за базу сравнения.
Модель корректировки бухгалтерского баланса методом GPP:
А+АНМ⋅i=СК⋅(1+i)+ЗК−(АМ−ЗК)⋅ i ,
где А – величина актива исходного бухгалтерского баланса; АНМ – величина немонетарных статей актива исходного бухгалтерского баланса; СК – собственный капитал; ЗК – заемный капитал (долгосрочные и краткосрочные пассивы); АМ – величина монетарных статей актива исходного бух галтерского баланса; i – величина инфляции, коэффициент.
Величина инфляционной прибыли или убытка при использовании метода GPP зависит от соотношения величин монетарных активов и заемного капитала и определяется по формуле
П= − (АМ−ЗК)×i=(ЗК−АМ)×i.
Разность между монетарными активами и монетарными пассивами (кредиторской задолженностью организации в местной валюте – ЗК) представляет собой так называемую чистую денежную (монетарную) позицию, величина которой положительна при превышении монетарных активов над монетарными пассивами и отрицательна в обратной ситуации.
Пересчитанный согласно модели GPP бухгалтерский баланс не дает дифференцированной оценки реальной рыночной стоимости немонетарных статей актива и пассива на конкретный момент. По международным стандартам финансовой отчетности, учесть такую дифференциацию можно путем использования правила низшей оценки, согласно которому неденежные статьи баланса оцениваются и отражаются по наименьшей из стоимостей: возможной рыночной стоимости реализации или скорректированной себестоимости.
В качестве возможной рыночной стоимости реализации используется чистая стоимость возможной реализации: разница между возможными значениями продажной цены и расходов по реализации в обычных условиях осуществления продаж.
- 1. Содержание, предмет и принципы экономического анализа
- 2. Задачи анализа и его роль в управлении хозяйственной деятельностью
- 3. Информационное обеспечение экономического анализа. Систематизация и обработка экономической информации
- 4. Типология видов экономического анализа
- 5. Метод и методика экономического анализа
- 6. Традиционные приемы экономического анализа
- 7. Детерминированное моделирование факторных систем
- 8. Способы измерения влияния факторов в детерминированных моделях
- 9. Метод цепных подстановок
- 10. Индексный метод в факторном анализе
- 11. Интегральный метод факторного анализа
- 12. Метод выявления изолированного влияния факторов
- 13. Способы детерминированной комплексной оценки результатов деятельности
- 14. Эвристические приемы решения экономических задач
- 15. Способы определения современной стоимости денег и наращенной суммы вложений
- 16. Способы соизмерения разновременных затрат, результатов и эффектов. Оценка инвестиционных рисков
- 17. Способы изучения корреляционных взаимосвязей
- 18. Базовые способы и модели прогнозирования деловой активности
- 19. Сущность, содержание, принципы финансового анализа. Основные группы пользователей бухгалтерской отчетности
- 20. Система показателей анализа финансовой отчетности
- 21. Информационное и организационное обеспечение проведения анализа и оценки результатов деятельности хозяйствующих субъектов
- 22. Анализ имущественного положения организации и оценка эффективности использования ее активов
- 23. Горизонтальный и вертикальный анализ статей бухгалтерского баланса. Коэффициентные и факторные методы анализа
- 24. Многофакторный комплексный анализ рентабельности активов
- 25. Анализ основного капитала и оценка эффективности его использования
- 26. Система частных и обобщающих показателей анализа состояния оборотного капитала и его использования
- 27. Сущность и содержание, состав, структура и движение капитала организации
- 28. Система показателей оценки эффективности использования собственного и заемного капитала
- 29. Анализ цены основных источников финансирования деятельности организации
- 30. Леверидж (финансовый рычаг). Эффект финансового рычага
- 31. Факторный анализ рентабельности собственного и заемного капиталов
- 32. Система показателей и методика оценки ликвидности активов, платежеспособности и финансовой устойчивости
- 33. Организационно-правовой механизм оценки состояния банкротства хозяйствующих субъектов
- 34. Выявление и обоснование причин возникновения банкротства
- 35. Понятие финансовых результатов и действующий порядок их формирования
- 36. Факторный анализ формирования прибыли от продаж и оценка запаса финансовой прочности
- 37. Экономическая сущность, содержание и состав доходов и расходов организации
- 38. Анализ и оценка состава, структуры и динамики доходов и расходов
- 39. Анализ и оценка финансового положения организации как инструменты принятия обоснованных управленческих решений
- 40. Анализ и оценка кредитоспособности заемщика
- 41. Состав, структура и движение денежных средств по видам деятельности организации
- 42. Прямой и косвенный методы анализа движения денежных средств
- 43. Коэффициентный метод как инструмент факторного анализа в оценке движения денежных средств
- 44. Методика корректировки показателей бухгалтерской отчетности организации в условиях инфляционной экономики
- 45. Корректировка показателей бухгалтерской отчетности организации с использованием метода gpp
- 46. Общие методические подходы к организации контроля с использованием методов и процедур экономического анализа
- 47. Анализ объема выпуска продукции
- 48. Анализ затрат на производство продукции
- 49. Методы и процедуры анализа формирования прибыли по результатам производственной деятельности
- 50. Комплексная оценка интенсификации производственно-финансовой деятельности организации
- 51. Правовое обеспечение и понятийный аппарат анализа инвестиционной деятельности
- 52. Цель и задачи анализа инвестиционной деятельности
- 53. Информационная база и система показателей анализа долгосрочных инвестиций
- 54. Анализ и оценка денежных потоков от инвестиционной деятельности
- 55. Методы и показатели оценки долговременных инвестиций
- 56. Системный подход к анализу хозяйственной деятельности
- 57. Система показателей эффективности использования материальных ресурсов
- 58. Система показателей себестоимости продукции
- 59. Система показателей прибыли коммерческих организаций
- 60. Показатели использования трудовых ресурсов
- 61. Показатели использования основных производственных фондов. Методика их анализа
- 62. Показатели объемов производства и продаж. Их формирование и взаимосвязь
- 63. Статистические и экономико-математические, количественные и качественные методы экономического анализа
- 64. Экономико-математическое моделирование как способ изучения и оценки хозяйственной деятельности